16+
знач.знач.
EURUSD18/1165.99EUREUR18/1174.9
Последняя новость:

  • «Наши люди любят реализм». Уличный художник — о заказах, аэрографии на машинах и скандальном мурале на церкви

    2018-10-318740
    «Наши люди любят реализм». Уличный художник — о заказах, аэрографии на машинах и скандальном мурале на церкви

    Можно ли выжить в Якутске на зарплату художника? Чем стрит-арт лучше выставок в галереях?

    На эти и другие вопросы News.Ykt.Ru ответил аэрографист Антон Яковлев — художник, чьи работы можно увидеть по всему городу — на фонтанах, в подъездах, на стенах домов и машинах. 

    «С аэрографом можно добиться эффекта гиперреализма. С кисточкой это тоже возможно, но требует огромных усилий», — объясняет Антон Яковлев. Сейчас он разрисовывает лестничный пролет в новом кафе в Якутске. На большой рисунок на стене ушло чуть больше недели. Антон говорит, что работает по эскизу, но не очерчивает контур рисунка на стене и постоянно импровизирует. 

    Роспись стены в кальянной 

    «На такие детализированные работы уходит много времени — нужно прорисовать каждый лист, каждый стебель, — говорит Антон, работая над рисунком. Сначала на стене появляется плоский светло-зеленый листок, затем художник дотошно прорисовывает жилки, добавляет тени и осветляет отдельные участки, чтобы создать объем.  — Ниоткуда не срисовываю. Эскиз — это просто опорная точка, основная идея: конечный результат может сильно отличаться от него». 

    Художник наносит рисунок разноцветными нитрокрасками при помощи аэрографа. «По идее можно использовать любые краски. Я чаще всего использую нитрокраски и автомобильные. При желании можно даже рисовать акварелью — развести ее и налить в баллончик. Но водяными красками неудобно рисовать: они легко растекаются, рисунок получается нечетким». 

    Антон — чуть ли не единственный художник в Якутске, который занимается стрит-артом и зарабатывает на этом. Он рассказал, с чего начинал, и объяснил, почему всегда работает в одиночку.

    Вы начинали, как и многие аэрографисты, с граффити?

    — Никогда не увлекался граффити — по крайней мере, в обычном понимании этого понятия. Я по образованию художник-дизайнер — окончил в 2002 году институт современного искусства. После вуза начал думать: «А чем можно было бы заняться кроме рекламы и дизайна?». И тогда же увидел в городе машину с аэрографией. Стало интересно, кто и как делает такие рисунки, вот так и увлекся. 

    На тюнинг-шоу в 2015 году. Фото из блога Антона Яковлева.

    Чью машину первой разрисовали?

    — Сначала разрисовывал брошенные машины. Помню первую работу: нарисовал на «Жульке» мощный двигатель. Тогда у меня даже не было аэрографа — использовал распылитель, которым красят машины. 

    С аэрографом, кстати, вышла интересная история. В то время я постоянно таскал с собой разрисованный тубус для ватмана — на нем были нарисованы языки пламени. В одном магазине, где продавали автомобильные краски, продавец спросил меня: «Ты делал рисунок аэрографом?». Я сказал, что рисую обычным распылителем. Он тогда просто взял и подарил мне аэрограф. Я даже не знал, продаются они в Якутске или нет. 

    После этого купил все, что нужно, — компрессор, краски, и начал набивать руку. Рисовал на ржавых капотах, крыльях, вообще любых деталях.  

    В нулевых было много машин с аэрографией, но потом это как-то незаметно сошло на нет. Мода совсем прошла?

    — Раньше проводились даже тюнинг-шоу, но затем это действительно стало немодно. Заказы бывают очень редко — один-два автомобиля в год. На моей машине тоже есть рисунок, который сделал знакомый, — молния. Мог бы и сам заняться ею, но все время отнимает работа. 

    У большинства молодых художников всегда есть подработка, чтобы как-то сводить концы с концами. Как вы подрабатываете, когда нет заказов?

    — Это моя основная работа. Изредка подрабатываю дизайнером — делаю макеты, логотипы. На жизнь хватает. Бабушка когда-то ворчала: «В мое время художники под забором лежали и пили водку». Ей сложно объяснить, что сейчас совсем другие времена.  

    В основном рисую только на заказ. Многие думают, что у меня в квартире все стены разрисованы. Это просто стереотип. Дома я храню только одну свою работу, стены и вовсе не трогаю — дома надо отдыхать. 

    Не хотелось перестать принимать заказы, сидеть в мастерской и выставляться в галереях?

    — Хотелось бы, но не хватает времени, чтобы что-то рисовать для себя. Есть, наверное, художники, которые весь день заняты на обычной работе, а рисуют только ночью. Мне сложно представить такое.

    Ну и один из плюсов уличного искусства в том, что твои работы видят сотни и тысячи людей. К тому же мне больше нравится рисовать на стенах, а не писать на холсте. 

    О мурале на церкви

    Пока самая масштабная работа Антона Яковлева — расписанные фонтан и забор во дворе домов на перекрестке улиц Курашова и Пояркова. Художник работал по заказу управляющей компании, которая решила таким необычным способом украсить двор.

    Во дворах домов на перекрестке улиц Курашова и Пояркова.

    Вы в блоге писали, что на некоторые работы уходит месяц. От чего это зависит?

    — От настроения и погоды. На два забора и восемь подъездов (на перекрестке улиц Курашова и Пояркова — от ред.) ушло два месяца. Погода мешала: сначала шли дожди, потом стало слишком жарко. В солнечный день краски отблескивают, цвета воспринимаются по-другому — светлее, чем в действительности. Потом, когда становится пасмурно, смотришь на свою работу и понимаешь, что она вышла слишком темной. Поэтому лучше всего рисовать, когда облачно.

    Хочу заниматься масштабными проектами — теми, которые смогут увидеть сотни людей. Собираюсь участвовать в биеннале в следующем году и, если получится, нарисовать мурал на стене многоэтажного дома.

    А на каком доме в Якутске хотели бы нарисовать мурал?

    — Сложно вот так сразу сказать. Хотел бы украсить один из домов в центре города, но не в декоративном стиле, а в 3D.

    Мурал на здании бывшей Новоапостольской церкви. Работа Андрея Адно.

    Не так давно все обсуждали мурал приезжего художника Андрея Адно на здании бывшей Новоапостольской церкви. Некоторым эта работа напомнила презервативы. Что думаете об этом? 

    — То, что он нарисовал, — это слишком современно и жестко для нашего города. Где-нибудь в Европе это прокатило бы, но не у нас — наши люди больше любят реализм.

    Роспись стены в кабинете.

    Но это ведь видение художника. Он и не обязан создавать работы, которые нравятся всем.

    — Все равно нужно учитывать мнения горожан, представлять, как окружающие будут видеть и воспринимать композицию и цветопередачу. Твои работы должны нравиться не только тебе, но и зрителям. Если человек пишет только для себя, он никогда не станет художником.

    И что бы вы нарисовали на его месте?

    — Может, ящерицу, ползущую по стене и поймавшую комара, — что-нибудь такое. Мне самому по душе сюрреалистические работы и 3D, не нравится распространенный сейчас декоративный стиль. 

    Роспись ворот гаража.


    «Это ты сам нарисовал?»

    Пробовали себя в гиперреализме?

    — Пытаюсь найти баланс между гиперреализмом и вымыслом — совместить реальность с чем-то нереальным. Гиперреалистичные рисунки смотрятся интересно, но по сути они как фотографии: легче просто распечатать на принтере такую же иллюстрацию.

    Что вам чаще всего заказывают?

    — Просят нарисовать зелень, дельфинов, тропики, море. Банальные, но очень востребованные темы.

    Все то, чего нет в Якутске. 

    — У нас пыльный город, мало зелени. Видимо, поэтому люди хотят, чтобы были зелень, деревья, лес, пусть и нарисованные. Рисую на стенах домов, в квартирах, подъездах, на катерах, машинах, моторных лодках. 

    Иногда звонят, просят нарисовать портрет на холсте, но это совсем не мое — сразу отказываюсь. Могу сделать большой портрет на стене, но никто еще не заказывал. 

    Одна из старых работ. Аэрография на капоте автомобиля. 

    Были какие-нибудь необычные пожелания?

    — Запомнился один заказ, когда я только начинал. Хотели, чтобы я нарисовал человека на самолете. В качестве оплаты предлагали сбросить меня с парашютом с этого же самолета. Отказался. Иногда люди звонят, говорят: «Распиши мне бесплатно гараж, дам тебе краски».

    Бывает обидно из-за этого?

     — Совсем не обидно. Я понимаю этих людей, им кажется, что это легко. Большинство все-таки понимает, что работа профессионального художника не может стоить очень дешево.  

    Роспись ворот.

    Какая обычно реакция у прохожих, которые видят, как вы рисуете?

    — Многим кажется, что художник должен выглядеть каким-то определенным образом — носить берет, плащ, длинный шарф, накинутый на плечи. Иногда подходят и спрашивают: «Это ты сам нарисовал?». Не верят. 

    Роспись стены в кальянной

    Бывает, что прохожие становятся соавторами? Они ведь, как ваши главные зрители, тоже сопричастны к тому, что вы создаете. 

    — Случается. Обычно предлагают что-нибудь добавить. Когда расписывал забор, одни говорили, что не хватает лилий, другие предлагали нарисовать розы.  Но всем не угодишь. Я думаю, художник должен, как и композитор, работать в одиночку. 

    Какими своими работами больше всего дорожите?

    — Таких работ нет. Берусь за один проект, максимально в него погружаюсь, заканчиваю и перехожу к другому. Порой забываю даже сфотографировать результат. 

    Начинающие художники часто говорят, что боятся начать рисовать. Нужно уметь перебарывать свои страхи и рисовать так, как получается. А если к каждой работе приступать с мыслями «Ой, тяжело, все не то», то ничего и не выйдет.  

    Мне, наоборот, сложнее завершить работу. Постоянно хочется добавить что-нибудь еще. Думаешь: «Вот тут тени не так легли, а там контур получился не совсем четким». Это может продолжаться бесконечно: ходишь и смотришь, что можно доделать или исправить. 

    В будущем хотел бы ездить по городам и делать муралы на многоэтажках, как тот же Андрей Адно. Для этого готов даже перестать работать один и собрать команду. 

    Фото Вадима Скрябина, Антона Яковлева.

    Рубрики:

    Номер:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить