По словам Виктора Кемлиля, Совет общины был против продажи оленей, но решение было принято, надо было помогать Аллаиховскому улусу возрождать оленеводство. В итоге 10 ноября 2012 года был подписан Договор купли-продажи (поставки) племенного скота, в котором оговорены условия взаиморасчёта. Согласно Договору, СХПК «Чолбон» должен был заплатить за оленей 11 млн. 487 тыс. 450 рублей.
Сложности для «Нутендли» начались почти сразу же после подписания договора. В ходе осенней корализации 1200 оленей были отбиты, но покупатели из Аллаиховского улуса так и не приехали за ними. Окарауливать два стада без выходных было тяжело, поэтому 1200 отобранных оленей соединили с основным стадом. 27 декабря 2012 подписан акт приёма-передачи 1200 голов домашних оленей породы «Харбин»: 297 важенок, 139 сыриц, 270 адлаханов, 78 третьяков, 22 хоров-производителей, 10 быков-кастратов, 161 самку-молодняка и 223 самцов-молодняков.
Оленеводы из Аллаиховского улуса, обещавшие приехать за оленями в ноябре, добрались до Черского только в январе 2013 года. Пришлось проводить повторную корализацию. По словам Виктора Кемлиля, как раз в это время – в январе-феврале – оленей нельзя было гонять в загон. В итоге в ходе отёла 2013 года был получен самый маленький деловой выход тугутов за всю историю существования общины– 39,6%.
Но самое обидное – переданные 1200 оленей были потеряны. Во-первых, был очень тяжёлый перегон из Нижнеколымского в Аллаиховский улус. Во-вторых, оленеводы не подготовились к приёму оленей, изгороди не построили. В результате халатного отношения к своим обязанностям оленеводов СХПК «Чолбон» все олени разбрелись. Поиски не увенчались успехом.
Между тем из оговорённых 11 млн. 487 тыс. 450 рублей по состоянию на 1 декабря 2014 года СХПК «Чолбон» оплатил всего 7 млн. 152 тыс. рублей. Разницу представители «Чолбона» хотели оплатить из субсидии на возмещение части затрат по приобретению молодняка. Однако Минсельхоз Якутии отказался в выдаче этой субсидии, так как перед её выделением была проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии. Вместо, как минимум 1200 оленей комиссия обнаружила в СХПК «Чолбон» всего 136 голов оленей. В итоге СХПК «Чолбон» должен вернуть оленеводам «Нутендли» 4 млн. 335 тыс. 450 рублей.
23 апреля 2014 года состоялось заседание Арбитражного суда Якутии. Суд принял решение взыскать с СХПК «Чолбон» в пользу СПК кочевой родовой общины «Нутендли» 4 335 450 рублей основного долга, 358 270 руб. 75 копеек процентов, а также 46 468 руб. 61 копейку расходов по оплате государственной пошлины. Но «Чолбон» не в состоянии этого сделать. Но самое главное – создавшаяся ситуация негативно повлияла на финансовое состояние некогда крепкого хозяйства. Таким образом, утопающий потянул за собой своего спасителя.
Народные депутаты республики решили разобраться в этой непростой ситуации. Распоряжением спикера якутского парламента Александра Жиркова создана межведомственная рабочая группа по оценке эффективности мер государственной поддержки оленеводства в Якутии на примере СПК КРО «Нутендли». Руководителем рабочей группы назначен вице-спикер Ил Тумэна Виктор Губарев.
29 апреля Виктор Губарев провёл второе заседание рабочей группы. В мероприятии приняли участие председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва, председатель постоянного комитета по селу и аграрной политике Дмитрий Саввин, председатель Государственного комитета республики по делам Арктики Алексей Киселёв, а также кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой «Арктическое право и право стран Азиатско-тихоокеанского региона» Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Анатолий Слепцов, помощник судьи Арбитражного суда Якутии Александр Беззубченко, медиатор Арбитражного суда республики Сандара Кулаковская и другие.
Члены рабочей группы и приглашённые обсудили несколько вариантов выхода из создавшейся ситуации. Парламентарии Якутии настаивают на оказании поддержки хозяйству при сложившихся обстоятельствах. «Нельзя допускать, чтобы одна из самых стабильно работающих кочевых родовых общин чукотского народа «Нутендли» перестала существовать. Их олени относятся к редкой чукотской породе харгин, обладают особым национальным статусом. Надо спасать «Нутендли» и их оленей. Это однозначно», — подчеркнул Виктор Губарев.
ЯСИА.
Оставить сообщение: