Как и многие её сверстники по Плахинской начальной школе, она жила и училась в холодной землянке, где вместо окон были рамы из толстого льда. «Класс» был объединённым для разновозрастных учащихся. Порой случалось так, что дети приходили в класс, садились за школьные парты и засыпали в холодном помещении голодные, в оборванной одежде. Учитель Иннокентий Иннокентьевич Шепелев не беспокоил их, жалел...
Дрова для школы заготавливали сами дети, измождённые и обессиленные от недоедания. Их родители работали в колхозах и совхозах, вдали от своих детей пасли оленей, не покладая рук внося свой труд на благо Родины. Главным для великой страны было: «Всё для Победы!»
Учащиеся часто болели в условиях, далёких от санитарных норм. Спать им приходилось в кукулях, сшитых из оленьих шкур. Весной родители приезжали за детьми, забирали их на летние каникулы, и тогда наступали радостные дни встречи, когда они могли забыть все невзгоды «тяжкой учёбы» в Плахино. Так трудно достались Акулине Павловне 4 класса учёбы. Но знания того стоили – Иннокентий Иннокентьевич был хорошим учителем.
Короткое лето проходило для детворы в трудах и заботах. Они были главными помощниками родителей, работали на заготовке дикого зелёного лука и рыбы.
После окончания учёбы в школе Акулина стала помогать своей матери по хозяйству: шила одежду для своих старших братьев, а их было трое. Старшие откочёвывали со стадом на летние пастбища в сторону Восточно-Сибирского моря, а младшие оставались в яранге в Колымском. В ту пору в селе стояли несколько домиков, в которых жили рыбаки, оленеводы жили в ярангах.
У отца было трое сыновей и дочь, когда он овдовел. Старший дети обзавелись своими семьями, старший работал охотником-рыбаком, двое братьев – в оленеводстве, сестра – в селе. Акулина (Етгеут) родилась от второй жены. Вскоре после её рождения отец умер, и Акулина вместе с мамой кочевала по тундре с семьёй пастуха Афанасия Егоровича Слепцова – её будущего мужа. Бригада состояла из его родственников, с которыми работала мама Акулины. Они сосватали Акулину с Афанасием, не оповещая невесту, которой тогда исполнилось всего-то шестнадцать лет. Жениху родственники посоветовали потихоньку привлекать к себе внимание девушки, брать с собой на дежурство, но не переусердствовать в ухаживании, так как она слишком юна и не готова к резкому повороту жизни.
Она была единственной маминой дочерью, очень любящей свою маму. Однажды Акулина в разговоре с подругами узнала, что её выдали замуж. Она не поверила и побежала к матери за подтверждением. Та объяснила ей, что она не вечная, жить одной тяжело, рядом должен находиться помощник – сильный, надёжный, с которым нужно будет познавать семейную жизнь. Афанасий Егорович был старше невесты на два года. Добрый, весёлый, симпатичный, он потихоньку расположил её к себе.
В стойбище каждый занимался своим делом: мужчины пасли оленей, женщины шили одежду для пастухов. И так появилась у Акулины забота об Афанасии Егоровиче. В одной яранге жили несколько семей, общение между ними было спокойное, дружелюбное, к старейшим обращались с уважением.
В 1950 году у молодых супругов родилась дочь Вера на радость бабушке, всей большой родне мужа. Вслед за счастливым событием последовал первый жестокий удар судьбы – после непродолжительной болезни умерла горячо любимая мама. Огромное горе помогли стойко выдержать и пережить родственники мужа – рядом оказались добрые люди, любящий муж.
Через три года после рождения первого ребёнка семью Акулины и родственников мужа перевели в новый совхоз «Дальстроя» на Чукотке. Второй этап перегона оленей на Омолон из села Колымского Нижнеколымского района состоялся в 1953 году через десять лет после первого перегона, когда бригадиром был назначен Константин Егорович Ходьяло, ветспециалистом Вадим Болдырев, в будущем написавший книгу «Гибель синего орла».
По прибытию к месту назначения после перегона в июне у семьи Акулины и Афанасия рождается вторая дочь – Екатерина. На новом месте жизнь начинается по-другому. Природа – сопки, тайга, горные речки – узенькие с сильным и шумным течением. После широкой Колымы, реки с тихим течением в ясную погоду, горные кажутся бурлящими.
Жить и работать стало ещё сложнее, климат был намного жарче, чем в родной Халарчинской тундре, ведь недаром у оленеводов арктического побережья бытовала такая пословица: «Июнь – ещё не лето, а июль – уже не лето». Времена года менялись незаметно, сменяя друг друга без особых изменений. Снег на склонах холмов мог и не растаять полностью за всё лето. Но несмотря ни на что, оленеводы продолжали работать, приумножая своё оленепоголовье, передвигаясь по маршрутам Омолонской тундры. У многих оленеводов появились новые браки – смешанные: колымские пастухи-оленеводы женились на местных женщинах, некоторые были прибывшими с Камчатки и с Северо-Эвенского района Магаданской области.
Так образовалось Кегалинское отделение оленеводов совхоза «Омолон», где дружно трудились чукчи, эвены, юкагиры, якуты и русские. В августе 1955 года в семье Слепцовых рождается первый сын – Григорий. После дочерей – самый долгожданный сюрприз для отца. Отделение состояло из 4 бригад. Бригадиром был Процкий Иван Михайлович – русский с Брянщины, женатый на чукчанке Марии Васильевне. У них было трое детей — Валя, Рая и Лариса. Дети подрастают, уезжают в школу в п. Омолон, транспортом служит ездовой верховой олень. Каждый олень привязывается к другому оленю, получается длинный обоз из вьючных. И так уезжает в 1957 году из семьи старшая дочь Вера в школу, в 1 класс. И в это время у них рождается второй сын – Володя, который в годовалом возрасте умирает от пневмонии. Это второй жесткий удар судьбы в жизни Акулины Павловны. Смерть ребенка – самое страшное в жизни матери. И снова благодаря мужу она встаёт на ноги, продолжает трудиться, любить, воспитывать детей, окружая их лаской и заботой, никогда не кричали на детей, да и между собой особо не ругались.
В 1966 году семья Акулины Павловны вместе с семьёй брата Василия Егоровича была направлена в Сеймчанский район в совхоз «Рассоха», куда они поехали на ездовых собаках. Братьев назначили бригадирами, каждый в своей показывал культуру общения между членами бригады, так как орочи – народ своенравный, не признающий коллективизацию, очень трудно и неохотно идущий на контакт с людьми из другого общества. Своим примером Афанасий Егорович сумел сплотить бригаду, научить находить общий язык и сплочённо трудиться.
Супруги работали в оленеводстве, с конца 1960-х Акултина стала завскладом, а затем радистом и после на пенсию трудилась, не покладая рук. Муж умер в 1968 году, когда младшие Катя и Гриша были учащимися школы. Старшая Вера работала радистом в оленеводческой бригаде, умерла в возрасте 30 лет, и Акулине Павловне пришлось воспитывать троих внуков. Растить детей и внуков ей помогало знание множества чукотских сказок и легенд, умение исполнять красивые чукотские песни, очень мелодичные. Часть из них попали в буклеты, изданные в Билибино, в которых собраны сказки, легенды и мифы, рассказанные старейшинами Билибинского района.
В 2012 году в возрасте 81 год Слепцовой Акулины Павловны не стало.
Внуки живут в Нижнеколымском и Билибинском районах. Вова работал Омолонской больнице, затем перевёлся медбратом в терапевтическое отделение Нижнеколымской ЦРБ. Самый старший внук Алексей – дальнобойщик в Магаданской области. Елена Делянская приедет врачом в село Колымское. Афоня Делянский работает электриком в Якутске. Двое младших внуков в армии. Внучка Надя трудится помощником воспитателя в детском саду в Омолоне.
Память о бабушке и прабабушке хранят 10 внуков и 10 правнуков.
Оставить сообщение: