icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
19:02
Пятница, 11 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

История создания полиции в России

11:36 10.07.2025 16+

XVII век - это время рождения Российской Империи, формирования новой государственности, связанной с преобразовательной деятельностью Петра I. Можно спорить о характере этих преобразований, их пользе и вреде для последующего развития страны. Но нельзя не признать того, что они привели к серьезным изменениям всех сторон жизни общества. Главным инструментом, рычагом преобразований явилось государство, аппарат которого, в свою очередь, был значительно изменен и усовершенствован Петром I.

Поставив целью создание так называемого регулярного государство, граждане которого должны были жить в соответствии с разумными законами, инструкциями и регламентами, охватывающими все стороны общественной и личной жизни. Петр I не мог не реорганизовать и правоохранительные органы.

Стали создаваться специализированные постоянные с относительно определенным кругом задач и компетенцией государственные органы по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Для их обозначения был введен термин полиция, происходивший от древнегреческого Politeia управление государством и применяемый с XVII в. в западноевропейских странах к государственным органам охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Создавая коллегии как органы центрального управления, Петр I использовал зарубежный опыт, в частности, побежденной Швеции. К подготовке реогранизации управления привлекались известные зарубежные государствоведы, администраторы, ученые. Так, знаменитый немецкий философ Г.В.Лейбниц, участвуя в создании коллегии, предлагал образовать специальную полицейскую коллегию, которая должна была формировать новые полицейские учреждения и управлять ими. Но эти рекомендации не были учтены и создание системы новых полицейских органов при Петре I пошло другим путем.

Основанная Петром І столица должна была стать не только административным центром, но и послужить своеобразным символом, образцом для организации новой жизни, городом, где демонстрировались все нововведения. К одним из таких нововведений относилась образования в 1715 году Главная полицмейсерская канцелярия как орган управления полицией, котрую, по существу, еще только предстояло создать.

Формирование полицейских органов, начавшееся в Петербурге, активизировалось с учреждением 25 мая 1718 г. должности Санкт-Петербургского Генерал-полицмейстера, которому была подчинена Главная полицмейстерская канцелярия.

Учитывая важность новой должности, Петр I сам участвовал написании так называемых Пунктов данных Санкт-Петербургскому Генерал-полицмейстеру, в которых определил круг задач полиции. Этот документ стал важной вехой в истории государства и права, полиции дореволюцилнной России. По указанию императора Пункты... были опубликованы, дабы никто неведением не отговаривался. Правительствующий Сенат был обязан оказывать всяческие содействие Генерал-полицмейстеру.

Одновременно с учреждением должности Генерал-полицмейстера, был создан орган политической полиции Тайная канцлярия, проводились изменения в судебной системе.

Кроме охраны общественного порядка, полиция должна была следить за соблюдением санитарных норм, противопожарной безопасности, правил торговли. Пытаясь бороться с такими распространенными явлениями как бродяжничество, нищенство Петр I обязал полицию Всех гулящих и слонящихся людей... хватать и допращивать и... определить на работу. Домовладельцам, хозяевам мастерских, не представившим в полицию сведения о принятых ими на жительство или работу людях, грозила ссылка на галеры и конфискация имущества.

Жалованье полицейские чины, для которых в 1719 году была введена специальная форма- кафтаны и короткие штаны василькового цвета и зеленые камзолы, получали наравне с военнослужащими. В 1720 году в Санкт-Петербургской полиции было 10 офицеров, 20 унтер-офицеров и 160 солдат при постоянном населении около 60 тыс. человек, примерно столько же было пришлых рабочих, привлекаемых для строительства новой столицы.

Введение регулярной полиции сочеталось с сохранением традиции по привлечению жителей к охране общественного порядка, существовавшей в допетровской Руси. Полиция назначала на каждой улице старосту, ночных караульщиков, десятских. Сохранение полицейской повинности для горожан во многом было вынужденной мерой, вызываемой увеличением армии, чиновничьего аппарата, поглащавших значительные денежные средства и людские ресурсы страны. Горожане, безвозмездно привлекаемые на помощь полиции, весьма неохотно и часто недобросовестно выполняли возложенные на них обязанности, потому нередки были случаи, когда жертвы воров и разбойников безуспешно призывали на помощь ночных караульщиков, безмятежно спавших дома во время ночного дежурства.

Зная, что успешность развития и деятельности нового учреждения во многом будет зависеть от его руководителя, Петр I, умевший выбирать людей, назначил генерал-полицмейстером одного из своих любимцев, личного адъютанта, бывшего когда-то денщиком императора Антона Девиера.

По Табели о рангах должность Генерал-полицмейстера соответсвовала пятому классу. Являясь руководителем полицмейстерской канцелярии, он подчинялся Правительствующему Сенату. Но его положение среди высших должностных лиц определялось, главным образом, личной близостью к императору. Антон Девиер входил в число лиц, имевших постоянный доступ к Петру I.

Санкт-Петербургский Генерал-полицмейстер был под постоянным контролем исператора, взыскивающего с него за все беспорядки, замеченные в столице. Бывали случаи, когда Девиер, сопровождая Петра I в поездках по городу, получал от него не только словесные выговоры, но и испытывал на себе воздействие знаменитой императорской дубинки, используемой им для воспитания своих подчиненных. Полученное от императора действенное внушение Генерал-полицмейстер передавал своим подчиненным, те, в свою очередь, доносили его до всех полицейских служителей, вплоть до десятских и ночных караульщиков. Большая ответственность падала на Генерал-полицмейстера и его подчиненных в дни официальных торжеств и праздников, устраивавшихся Петром I в столице и являвшихся одним из средств формирования новой культуры, быта городских жителей. Такие праздники часто проводились по разработанному императором ритуалу, соблюдение которого возлагалось на полицию.

При Петре I в России была введена паспортная система. Крестьяне и горожане не имели права покунуть место жительства, не получив паспорта. Контроль за соблюдением паспортного режима был возложен на полицию и стал одной из ее важных функций.

B 1722 году полицмейстерская канцелярия во главе с обер-полицмейстером, которому подчинялась городская полицейская команда, была образована в Москве. Обер-полицмейстер Москвы должен был подчиняться Генерал-полицмейстеру. В некоторых крупных городах учреждалась должность полицмейстера - с подчиненной ему полицмейстерской канцелярией или конторой. Полицмейстер назначался, как правило, из офицеров местного гарнизона. В его распоряжение передавалась команда из 9-10 сержантов и солдат. Некоторое уточнение функций полиции и принципов ее организации было сделано в Регламенте Главного магистрата 1721 году. В нем отмечалось, что полиция не только способствует осуществлению прав и правосудия, обеспечивает всем безопасность от разбойников, воров, но и отгоняет непорядочное и непотребное житье, принуждает каждого к труду и честному промыслу, запрещает излишества в расходах и даже участвует в воспитании молодежи в целомудренной чистоте и честных науках.

Но основные положения об организации и развитии полицейских учреждений в стране остались на бумаге. Как и многое из начатых преобразований, реформа полиции не получила при жизни Петра I достаточно четкого завершения.

Городская преступность, особенно в больших городах становилась явлением, беспокоящим общество и власти. В Петербурге и Москве к борьбе с ней пришлось привлекать воинские подразделения, образовывая из унтер-офицеров и солдат ночные караулы и пикеты. Полиция обязывала жителей ближайших пригородов Петербурга вырубать леса, где прятались шайки воров и разбойников.

Полицейская канцелярия, проведя дознание по делам о воровстве, разбое, направляла их затем в Юстиц-полицию в Санкт-Петербурге или же в губернские и воеводские канцелярии других городов. А если преступник был пойман в Московской губернии, то для следствия и суда он направлялся в восстановленный в 1730г. Сыскной приказ, ликвидированный Петром І в 1701г.

Восстановление Сыскного приказа и существование его параллельно с полицмейстерской канцелярией в Москве не помогло в борьбе с преступностью. Во многих городах не было специализированных полицейских органов. Назревшая проблема укрепления полицейских органов могла быть решена в рамках проведения реформы государственного центрального и местного управления, создания новых учреждении, развития законодательства, что и было сделано в годы царствования Екатерины II.

Характерными документами екатерининского времени, просвещенного абсолютизма в России был знаменитый Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссиям о сочинении проекта нового Уложения с дополнительной ХХІ главой О благочинии, называемом инако полицией и один из Наказов государственных учреждений - Наказ Главной полиции.

В наказе Главной полиции говорилось, что полиция должна действовать прежде всего по правилам справедливости, нежели по точной силе законности. В ее задачи входило и вкоренять в сердца обывателей страх божий. Начальник полиции и его помощники, утверждалось в Наказе Главной полиции, должны быть освобождены от всякого недостатку (в денежном смысле), чтобы могли избежать того что может повредить чистоте их совести. Полиция должна была обладать правом наказывать выражавших непочтение к ней и ее служащим. Очень важным было провозглашение того, что полиция властна над всеми, не исключая никого, какого бы он звания не был.

В 1775 г. в России была проведена реформа местных органов управления. Почти вся страна делилась на губернии с примерно равным числом жителей на них. Губернии, в свою очередь, разделялись на уезды.

Согласно Учреждению для управления губерний в 1775 г. была создана сельская полиция, что было запланировано еще в Наказе.. Екатерины II. Непосредственной опорой и помощниками нижнего земского суда в деревнях и селах были сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян и обязанных смотрение иметь и разведывать в селении и близ него против воров, разбойников, зло разгласителей, беглых. За плохое исполнение своих обязанностей - нижний земский суд мог подвергнуть сотских и десятских штрафу.

Реформа 1775г. создавала новый административно-полицейский аппарат в уезде, но городская полиция не имела достаточно развитого специального аппарата, круг ее действий, определенный в инструкции городничему, во многом аналогичной инструкций капитан-исправнику, недостаточно учитывал новые условия городской жизни.

Устав благочиния предусматривал деятельность полиции по контролю за общественными организациями, все общества, товарищества и братства могли быть созданы только с разрешения полиции.

Характерно, что при создании в 1775г. уездной сельской полиции и реорганизации в 1782г. городской полиции не был создан специализированный орган управления общей полицией на уровне губернии. В уездных городах полиция по-прежнему возглавлялась городничими. Введение должности полицмейстера с соответствующим штатом ликвидировало Управу благочиния, сокращая тем самым число судебных инстанций, аппарат городского самоуправления, усиливая полицию города.

В дополнение к указу о введении должности полицмейстеров, губернаторам и комендантам предписывалось лично формировать штаты полиции из числа чиновников. Началось дальнейшее разделение - специализация армии и полиции. В 1800 г. полиция была признана как часть гражданская.

По всем вопросам устройства и организации полиции губернаторы обязаны были обращаться непосредственно к императору, который при отсутствии центральных органов полицейского управления лично занимался преобразованием полицейских служб, разработкой штатов и т.д. просьбы местных властей, как правило, сводились к увеличению численности полиции. В это время для полицейских служащих были введены специальные жетоны, указывающие их должность.

ИСТОРИЯ ПОЛИЦИИ

Полиция - система органов надзора и принуждения, предназначенных для поддержания общественного порядка, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности граждан, а также для защиты существующего государственного строя. В России полиция сушествовала с первой четверти 18 века до октября 1917, после чего ее функции стала выполнять милиция.

В древние времена общеполицейские функции на Pycи выполняли княжеская дружина и различные органы управления, землевладельцы и вотчинная администрация, органы городского и сельского общинного самоуправления, сотские, пятидесятские и десятские из местного населения. С 16 века на городских улицах стала выставляться стража. Улицы перегораживались решетками, у которых выставлялся караул (во главе с решеточными приказчиками), на выездах в города создавались заставы. На весенне - летний период в городах назначались объезжие головы, которым давались наказы. Делопроизводство велось на съезжих дворах. В охране общественного порядка использовались широко расквартированные в городах воинские части, особенно подразделения стрельцов. Общеполицейскими делами ведали приказы.

Разбойный приказ возглавлял систему губного самоуправления. Губные избы были в основном полицейско - судеборганами. Полицейские функции исполняли воеводы, коменданты и др. Представители местного самоуправления. В строившемся Санкт - Петербурге определялись офицеры - надсмотрщики с воинскими командами.

Общая регулярная полиция создаваться в России при Петре I. В 1715 году в Санкт - Петербурге был образован орган управления полиции - главная полицмейстерская канцелярия. В мае 1718 года была учреждена должность генерал полицмейстера, на которую был назначен А. Девиер. Генерал полицмейстер подчинялся Правительствующему Сенату. И находился под неусыпным контролем императора. Круг задач полиции определил сам Петр I, участвовавший в написании Пунктов, данных Санкт - Петербургскому генерал - полицмейстеру. Полиция должна была охранять общественный порядок, бороться с бродяжничеством и нищенством, контролировать соблюдение правил торговли, обеспечивать пожарную безопасность, следить за санитарным состоянием города. Полицейские носили форменную одежду.

В 1722 году полицмейстерская канцелярия, возглавляемая обер - полицмейстером, руководившим городской полицейской командой, была создана в Москве. Обер - полицмейстер подчинялся генерал полицмейстеру. Должности полицмейстеров и полицейские канцелярии были учреждены в некоторых крупных городах. Полицмейстер обычно назначался из офицеров местного гарнизона. В его команде насчитывалось около десяти сержантов и солдат.

В середине 18 века система общей полиции в городах не была стабильной. Централизованное руководство полиции сменялось децентрализованным и наоборот. В целом полиция расширялась, структура сё усложнялась, создавалась подведомственная полиция и полицейские подразделения при органах городского самоуправления.

Во время правления Екатерины II была учреждена сельская земская полиция (1755) Административно полицейскими учреждениями в уездах стали нижние земские суды. Их коллегиальное руководящее присутствие включало земского исправника, и 2-3 земских заседателей из дворян и государственных крестьян, избираемых дворянством. Административно - полицейские функции в городах были возложены на городничих.

Полицейская реформа Екатерины II, основные положения которой содержались в Учреждениях для управления губерний Всероссийской империи, получила дальнейшее развитие в Уставе благочиния, или полицейском, согласно котору создавался новый городской административно полицейский орган управа благочиния, или полицейская; в ее состав входило городничий и подчинявшиеся ему два пристава, а также два ратмана, выбираемых гражданами на пол года для осущствления контроля за деятельностью городской полиции. Города стали делиться на административно полицейские части. В каждую часть входило от 200 до 700 дворов. Часть делилась на кварталы по 50 100 дворов. За порядок и благочиние в частях отвечали частные приставы, в кварталах квартальные надзиратели с квартальными поручниками. Городские назначались Сенатом, прочие полицейские чиновники местным органом власти. Нижние земские суды и управы благочиния находились в подчинении губернских правлений, в составе которых для руководства ими со времен образовались спецподразделения. Должность генерал полицмейстера и полицмейстерские канцелярии были упразднены.

В отличие от нижних земских судов, которые были созданы довольно быстро, создание благочиния управ растянулось на десятилетие, и при жизни Екатерины II они имелись не повсюду. Во многих городах продолжали действовать городничие правления, в которых единолично распоряжался городничий.

Дальнейшие изменения в системе организации полиции происходили при Павле І. Он упразднил управы благочиния и ввел в губернских городах полицмейстеров, подчинил полицию военным губернаторам, создал новые городские административно - полицейские учреждения. Александр ликвидировал эти учреждения и восстановил в столичных городах управы и благочиния. Управление полиции было централизовано и городская и земская полиция подчинялись МВД. В составе МВД были Департамент внутренних дел, Эскпедиция спокойствия и благочиния, которая непосредственно руководила полицией. В Министерстве полиции непосредственно управлении полиции осуществлял Департамент полиции исполнительной, которой впоследствии был передан МВД.

Александром 1 8 (20) сентября 1802 года были созданы восемь министерств: внутренних дел, военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В то же время был учрежден Комитет министров. В процессе создания министерств управление страной было разделено на две большие сферы: внутреннюю и внешнюю. Внешнюю деятельность в основном осуществляли Министерство иностранных дел, а во время войн так же военное и морское ведомства. Внутреннее задачи решали остальные министерства, из них самый значительный объем работы приходился на Министерство внутренних дел.

К обязанностям МВД была отнесена забота о повсеместном благосостоянии народа, о гражданском порядке и благоустройстве империи. Помимо этого, МВД занималось торговлей (ярмарками), промыслами, наделением казенными землями, почтой, статистикой, цензурой и многим другим. Понятно, что по задачам, их характеру и объему МВД того времени существенно отличалось от нынешного. Первым министром, занимавшим постом главы МВД, был В.П. Кочубей. Ему довелось состоять на этой должности дважды: в 1802-1807 и 1819-1823 годах. Всего же через кресло министра ВД прошел 61 человек.

С момента создания МВД контролировало управление территориями всей страны через губернаторов, которые являлись старшими полицейскими начальниками в своих губерниях. До момента создания министерств губернаторы подчинялись непосредственно царю и именно ему докладовали о состоянии дел на подведомственной территории. В принципе, такой порядок был сохранен и в последующем, но с небольними изменениями. Всем военным гражданским губернатором было предписано относиться к министру внутренних дел, как по личным обязанностям, так и вообще во всем делам губернского правления, особенному рассмотрению и разрешению Императорского Величества подлежащим, и доставлять через него Государю Императору распорты как обыкновенные, так и о чрезвычайных происшествиях. 30 апреля 1828 года вышло распоряжение, предписывавшее гражданским губернаторам ежегодно представлять в МВД отчеты обо всех действиях по управлению губерниями и предложения по улучшению их устройства. В свою очередь, МВД было обязано рассматривать их и доводить до царя сведения о предметах, заключающихся в отчетах. Для реализации названных задач в МВД шла постоянная реструктуризация: канцелярии, департаменты, главные управления, комитеты и т.д.

Позже при министерстве был образован департамент внутренних дел с подразделением на четыре экспедиции (нечто сродни нынешним главкам). Каждая экспедиция курировала свое направление, начиная от порядка на дорогах и реках и заканчивая делами медицинской коллегии и приказами общественного призрения. Управление департаментом возлагалось на директора с жалованьем 3000 рублей в год. В помощь ему назначались бухгалтер, четыре начальника экспедиции, по два столоначальника в каждой экспедиции и по четыре помощника у каждого столоначальника. Даже по нынешним временам штаты и оклады довольно скудные, но люди работали, и довольно неплохо.

В 1806 году к МВД присоединен почтовый департамент, и министерство немало сделало для становления почты и телеграфа. Впоследствии это направление, так же как промышленность, строительство, продовольственное дело и торговля, стало самостоятельным ведомством.

Многие структуры, действующие в МВД и поныне, были созданы сразу в момент образования министерства. Между тем многие главки и другие службы неоправданно и исторически неточно ведут отсчет своего существования лишь с советского времени. Например, сыск на Руси существовал издревле, еще до образования МВД.

В интересах дела, изучения и накопления традиций, воспитания нынешних сотрудников следует навести порядок на этом поприще, как уже сделано в отношении внутренних войск и органов пожарной охраны, которые теперь ведут отсчет своей истории с довреволюционных времен.

Важным событием общественно-политической жизни того времени явилось издание министерством в 1804-1809 годах первого в истории страны официального периодического Санкт-Петербургского журнала. В 1809-1819 годах МВД издаст газету Северная почта, а в 1829-1861 годах - журнал Министерства внутренних дел. С 1894 года по настоящее время выходит журнал Пожарное дело.

В 1810 году произошла очередная реорганизация, когда из МВД выделилось Министерство полиции.

МИНИСТЕРСТВО ПОЛИЦИИ

Министерство полиции России, создано в 1811 в результате реорганизации системы государственных учреждений, известной как реформа М.М.Сперанского. Обосновывая необходимость изменения системы центрального управления, Сперанский отмечал, что министерства в том виде, в каком они были созданы в 1802, нуждаются в совершенствовании. Прежде всего, это относилось к Министерству внутренних дел, где помимо управления полицией был сосредоточен значительный объем функций по руководству различными сферами хозяйственной и государственной жизни. Он предлагал создать специализированный центральный орган управления полицией, функционирующий параллельно с МВД.

25 июля 1810 года был издан манифест под названием Общее учреждение министерств, в котором объявилось о разделении государственных дел на особые управления с означением предметов, каждому управлению принадлежащих. Министерству полиции поручалось обеспечение внутренней безопасности. Помимо борьбы с преступностью ему вменялись: проведение рекрутского набора в армию, охрана государственных запасов продовольствия, таможенный контроль, содержание осужденных, обеспечение исправности и безопасности путей сообщения. Оно должно было также осуществлять явный и тайный надзор за иностранцами в России, исполнять цензурные функции.

Одновременно Манифестом было опубликовано Учреждение и наказ министру полиции, составной частью были Правила особенной ответственности министра полиции. Действуя в обстоятельствах чрезвычайных (определение и условия чрезвычайности не давались), министр мог требовать в свое распоряжение войска, минуя при этом Военное министерство и давая распоряжения непосредственно командирам полков. Специальный параграф Общего учреждения министерств предусматривал освобождение министра от ответственности за превышение власти, если он действовал в видах общей безопасности. Первым министром полиции был генерал-адьютант императора Александра І А.Д. Балашев (Балашов).

Министерство полиции coстояло из трех департаментов и двух канцелярий. В компетенцию Департамента полиции хозяйственной входили контроль за продовольственным снабжением городов, особенно Петербурга и Москвы, пресечение спекуляции, надзор за смирительными и работными домами. Департамент полиции исполнительной занимался кадровой политикой в полицейских службах, регистрацией происшествий, фактов рождения и смерти, осуществлял надзор за проведением следствий по уголовным делам, контролировал исполнение полицией судебных приговоров. Организовывал проведение общих ревизий губерний, обеспечивал содержание земского ополчения (милиции), поимку дезертиров и т.п. Департамент медицинский ведал санитарным надзором, принимал меры по предотвращению эпидемий и эпизоотий, занимался снабжением лекарствами.

Общая канцелярия вела делопроизводство. Особенная канцелярия предназначалась для ведения секретного делопроизводства, исполнения поручений министра государственной важности. Выполняя функции политической полиции, обладая не меньшей самостоятельностью, чем департамент министерства, Особенная канцелярия постоянно расширялась и к 1819 состояла из трех отделений и секретной части. 1-е отделение следило за выездом за границу российских подданных и въездом в страну иностранцев, 2-е собирало сведения о книжных лавках и типографиях. В компетенцию 3-го входил надзор за подозрительными людьми, религиозными сектами. Секретная часть контролировала размещение по городам высланных из столиц, а также занималась делами о злоупотреблениях чиновников полиции.

Возрастанию значения Особенной канцелярии способствовало и то, что император, понимая, какая власть концентрируется в руках министра полиции, установил порядок по которому начальник Особенной канцелярии делал ему личные доклады, часто без уведомления своего непосредственного руководства, имел секретную инструкцию, данную императором. Не без участия Особенной канцелярии была организована дискредитация М.М. Сперанского, обвиненного в антигосударственной деятельности и отправленного в ссылку. При министерстве полиции действовал также Медицинский совет.

Образование полиции с неудовольствием было воспринято значительной частью общества и влиятельными государственными деятелями. Н.М. Карамзин иронизировал по поводу того, что, когда заметили излишнюю многосложность министерства внутренних дел и провели очередную реорганизацию центральных органов, то и создали министерство полиции, столь же многосложное и непонятное для русских. Непонятность заключалась, прежде всего, в предоставлении этому министерству права контролировать местные органы других министерств, что ставило его как бы вие местных учреждений и нал ними. Практика функционирования полиции доказала, что его учреждение не дало ожидаемого результата, наоборот, усложнило и запутало взаимодействие местных органов.

Проекты ликвидации полиции, которое по мнению министра внутренних дел О.П.Козодавлева само по себе есть урод, возникли в связи с попытками ревизии реформ Сперанского. Министерство полиции рассматривалось его противниками как учрежденное по неправильным понятиям, усложнявшее деятельность губернских органов, увеличивавшее финансовые издержки. Предлагалась возвратить функции управления полицией в МВД. Указывалось так же, что образование полиции не дало ожидаемого правительством улучшения деятельности местной администрации, привело к увеличению потока жалоб и традиционных обвинений во взяточничестве.

Ликвидация полиции была предрешена. Бывший министр внутренних дел В.П. Кочубей, в 1819 году вновь назначенный на этот пост, обосновал необходимость возвращения функций управления полицией в МВД, ликвидировав министерства полиции.

После смерти в 1819 году министра полиции С.К. Вязмитинова (Bязьмитинова) нового назначения не последовало. Руководство полиции временно было передано председателю Комитета министров, а управляющий Особенной канцелярией министра полиции докладывало ее деятельности лично императору.

В конце 1819 года при перераспределении функций между министерствами из МВД был выделен Департамент мануфактур и внутренней торговли, затем Почтовый департамент, а департамент полиции хозяйственной и Департамент полиции исполнительной вновь переданы в МВД. Это означало полную ликвидацию министерства полиции.

Тогда в ведомстве МВД остались фабрики и заводы, торговля, промыслы, сельское хозяйство, строительство, почтовое управление. Министерство полиции занялось губернским управлением, соблюдением порядка, руководством полицией, благоустройством дорог, деревень, городов, приказами общественного призрения и врачебной частью. Однако, создание последнего было признано неоправданным, и в 1819 году оно было упразднено, а его аппарат вновь включен в состав МВД. Восстание декабристов 1825 году и политические настроения в обществе заставили власть провести новую реструктуризацию. В июне 1826 года на базе особой канцелярии МВД, занимавшейся делами политической полиции, было создано третье Отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии во главе с графом Бенкедорфом, и до 1880 года политическая полиция и жандармы были выведены из структуры МВД. Параллельное существование органов руководства политической и общей полиций приводило к постоянному соперничеству. За свою почти двухвековую историю они восемь раз разъединялись и семь раз соединялись. То есть с момента создания МВД органы политической и общей полиции (милиции) существовали вместе лишь треть всего времени.

Стоит отметит тот факт, что МВД сыграла огромную роль в проведении крестьянской реформы 1861 года и отмене крепостного права, в то же время положение дел в дореволюционной полиции чаще всего оценивалось критически. Санкт-Петербургская управа благочиния (полицейское учреждение) работала крайне плохо, о чем свидетельствовали ежедневные жалобы населения. Состояние тогдашней сельской полиции также оценивалось, как крайне неудовлетворительное и не соответствующее её предназначению. Преобразование земской полиции было вынужденным шагом, оно должно было заставить чиновников постигнуть всю важность значения в смысле ограждения, а не притеснения обывателей.

Огромную проблему для России 19-го века являло бродяжничество, особо бродяжничество с изувеченными детьми. Министерство из донесений знало, что многие нищие, дабы возбудить сострадание, водили с собою калек, в том числе и детей. Были случаи, когда нищие, похитив детей, намеренно увечили их. Министр предписал начальникам губерний задерживать бродяг с детьми, производить следствие и с виновными поступать по закону.

Также значительное внимание в дореволюционные годы МВД уделяло совершенствованию своей нормативной базы и систематизации документов. По указанию министра внутренних дел Бибикова была проведена большая и полезная работа по созданию Сборника циркуляров и инструкций с момента учреждения МВД по 1853 год, то есть более чем за полвека. Труд составил восемь томов, содержал 4870 циркуляров и инструкций, систематизированных по видам деятельности министерства и по годам. Конечно, что-то в этих материалах устарела и ушло в историю, однако такие издания, ставшие теперь библиографической редкостью, олицетворяют собой исключительно ценный прежний опыт многообразной деятельности МВД.

Императорским указом О средствах исправления полиции в городах (1803) коменданты лишались полицейских функций, в губернских и других крупных городах Министерством внутренних дел назначались полицмейстеры. Предполагалась проведение реформы всего городского управления, пересматривались штаты городской полиции. В 1804 в составе петербургской полиции выделилась наружная служба внешняя часть. Городская полиция в столицах сблизилась с сельской в столичных уездах. Московский уезд был разделен на станы. В некоторых уездах земские заседатели уже не избирались, а назначались МВД. В 1806 появилась полиция на водных и сухопутных путях сообщения.

При Николае I (1825-55) в соответствии с Положением о земской полиции, принятым в 1837. Все уезды разделялись на станы, в которых назначались участковые заседатели (становые приставы) на правах заседателей нижних земских судов (станы в 1857 переименованы в земские суды). В 1838 в петербургских частях было введено по 2 пристава (для исполнительно-распорядительной деятельности и для проведения предварительного расследования). Полицейские части распределялись между тремя полицмейстерами. Были созданы команды городовых во главе с унтер-офицерами, увеличилось число полицейских будок, в которых находились городовые.

При правлении Александра II (1855-84) полицейская реформа, начатая им в 1859, окончательно утвердилась в 1862 с принятием Временных правил об устройстве полиции в городах и уездах губерний, в соответствии с которыми создавались единые полицейские управления во главе с уездными исправниками. В губернских и иных крупных городах сохранялась обособленная городская полиция. Вводился вольный наем на полицейскую службу. В 1878 были учреждены должности полицейских урядников, которые состоя в штатах уездных полицейских управлений, подчинялись становым приставам. При этом в сельской местности сохранялись выбираемые жителями сотские и десятские, подчиненные урядникам. Основными территориальными подразделениями в столицах стали участки, которые делились на околотки с населением 3-4 тыс. человек; полицейские функции в них исполняли околоточные надзиратели, им подчинялись городовые постовой службы и наделенные рядом полицейских функций дворники.

Компетенции общей регулярной полиции была первоначально чрезвычайно широкой. Полицмейстерские канцелярии и конторы стали по сути органами общего управления в городах. Однако постепенно хозяйственно-организаторские функции полиции сужались. Ее деятельности все более сосредоточивалась на охране общественного порядка и безопасности. В 1775-82 существенно ограничивалась, а в 1864 была изъята из полномочий полиции судебная деятельности, с учреждением в 1860 судебных следователей к ним перешло предварительное следствие. В 1877 в Москве и в 1881 в Санкт-Петербурге были окончательно упразднены управы благочиния.

Лица работавшие в полиции Якутии: исправник Кочаревский, исправник Пермяков, исправник барон Дершау, исправники Шахурдин и Бубякин, столоначальник Г. Атласов. Губернатор Крафт И.И. начинал писарем полицейском управлении, Олесов И.Н. сотник, Шамаев Н.Ф. сотник, Сотник Попов А.И., хорунжий Карпов Д.Д., Вильконецкий С, Аргунов В.И., на 13 июня 1916 года в г. Якутске полицмейстером был Рубцов И.А.

С момента создания и по сей день органы внутренних дел накопили уникальный управленческий опыт, причем в условиях различных политических систем. Думаю, стоит мобилизовать научные силы Якутии, ведомственных образовательных и научных учреждений, практических работников на внимательное изучение накопленного за два века материала, его осмысление в новой исторической обстановке для решения задач сегодняшнего дня и будущего полиции МВД России.

Директор музея МВД по Республике Саха (Якутия) им. И.Ф. Дьячковского

к.и.н. Александр Ярковой

570

Оставить сообщение: