«Мудрый летописец Арктики».
А.Г.Чикачев, историк и краевед в своих произведениях сумел увековечить память о Крайнем Севере, своей малой родине, о земляках-северянах Он автор книг «Русские на Индигирке», «Краеведческие очерки», «Сын тундры», «Походск», соавтор книг «Фольклор Русского Устья», и др. Все эти прекрасные произведения–об истории нашего Колымо-Индигирского края.
О Русском Устье, старинном поселении в низовьях Индигирки, написано немало. Есть сборники и книги, об этом уникальном поселении. В 1988 году жители Русского Устья отметили 350 летний юбилей своего села. Одним из главных событий праздника стало открытие памятника русским землепроходцам и полярным мореходам. В памятник была заложена капсула с письмом к потомкам, которое они должны вскрыть через 50лет, в июле 2038 года в день 400-летия села. Русское Устье – это «заповедник старинной русской культуры», настоящий «фольклорно-этнологический феномен». Сейчас Русское Устье – это современный посёлок с развитой инфраструктурой, школой, больницей, детским садом, почтой и другими административными объектами.
Алексей Чикачев - автор книги о старинном русском селе Походск. Село Походск и Русское Устье и – «родные братья», с едиными корнями и одинаковой судьбой. Общность языка и культуры заброшенных в страну льда и снега русских людей, способствовало их удивительной национальной устойчивости. Походчане, и русскоустьинцы и внешне похожи: в меру скуласты, глаза с раскосинкой, в основном они брюнеты, но в каждом из них неизменно проглядывается что-то славянское. Село дважды испытало на себе судьбу так называемой «неперспективной деревни». Основное занятие походчан – охота и рыбалка. Основным продуктом питания в Походске была и есть рыба. Рыбу вялят, солят, делают юколу, из икры пекут лепёшки. Особым лакомством считается варёная рыба с морошкой. Походские женщины дошли до такой степени виртуозности, что умеют делать пироги, не употребляя муки. Рыбная ловля на реках и озёрах идет практически круглый год. Конечно, употребляется здесь в пищу и мясо, и масло, и другие продукты, но основным блюдом, здесь по-прежнему остается рыба. Если спросить любого походчанина, согласен ли он в изобилии иметь все, но отказаться от рыбы, то в ответ незамедлительно услышишь: « Как можно! Без рыбы что за жизнь? Нет, без рыбы я живой не буду». К слову походчане не только охотники и рыбаки, многие из них, получив специальное образование, работают в различных отраслях народного хозяйства в родном селе, в Якутии и в городах России. И все они по-сыновьи любят свою суровую, но родную «Колымскую землицу» у самого студёного моря. Походск невозможно представить без песни. И только здесь можно услышать своеобразные мелодии, в которых слышатся отголоски протяжного напева северных народов, в которых « лихачит» казацкая удаль и русская широта души. Их фольклор включает бытовые и мифологические рассказы о духах-хозяевах, лирические песни, припевы в хороводе, старинные казацкие песни, частушки и танцы. Особое место занимает обрядовая святочная песня «Виноградье» и танец «Рассоха». Издавна вызывает интерес у исследователей походский говор - «сладкоязычие». Как утверждают исследователи, появилось оно здесь в результате влияний на говор русских сторожилов юкагирского языка. На сегодняшний день, походский диалект, хоть и имеет большие изменения, но сохранился. Походск на сегодня – современный посёлок, дома с центральным о В 1991 году был образован совхоз « Походский». Сейчас в Походске проживает около трехсот человек. Это современное, развивающееся поселение с развитой инфраструктурой и объектами соцкультбыта
Алексей Чикачев также автор сборника «Краеведческие очерки», в который вошли рассказы о людях, внесших в разное время достойный вклад в экономическое и культурное развитие Колымо-Индигирского края. «Индигирка…Колыма…Заполярье…Богом забытая землица, «предел жизни», «белое безмолвие».
Нужны ли рассказы о прошлом этого края, о людях? Да, необходимы, пока есть опасность потери традиций, духовности, отрыва от корней своих. Ныне многие, говоря о прошло нашей страны, видят лишь негативное. Народ же хочет знать историю такой, какой она была на самом деле – без охаивания и прикрас. Достижения человечества – это творение людей, которых нет уже с нами. Но память о них не должна быть предана забвению. Наши предки сумели сделать многое и главное, что им удалось – они сохранили «костёр жизни» для будущих поколений. Говорят, что в истории нет и не может быть мелочей, случайных событий и лиц. Потому мы и должны иногда заглядывать за дымку времени. Так думал и делился своими мыслями автор сборника в очерках «Сколок старорусской культуры», «Когда же была открыта Аляска?», «Американцы на Нижней Колыме», «Здравствуй друг!», «На собаках до Парижа…».
Сын тундры
«Далеко на Севере между реками Колымой и Чукочьей раскинулась широкая равнина. Это Халарчинская тундра – родина западных чукчей, людей трудолюбивых, выносливых, любящих свою северную природу», так начинается «Сын тундры»,очерк о Николае Ивановиче Таврате, ярком представителе чукотского народа, общественном деятеле. Алексей Чикачев пишет: «Таврат обладал природным умом и любознательностью, много читал. Неплохо разбирался в русской классической литературе, дружил со многими учёными, писателями и журналистами. С ним можно было поговорить на любую тему: о судьбах северян, об оленеводстве, о прошлом и настоящем северного края. В нём, рождённом и воспитанном бескрайними просторами тундры, постоянно жила величественная простота тундры, этого загадочного мира без начал и конца. В нём постоянно жила единость с окружающей природой, она ему изначально была задана. Причём, эта неразрывная связь с тундрой у Николая Ивановича Таврата не была окрашена в яркие эмоциональные тона, от него никогда не было слышно высокопарных или злых слов о природе, о тундре. Его любовь не была броской, кричащей». Алексей Чикачев, работая над очерком «Сын тундры» взял в соавторы более полутора десятка людей, лично знавших Николая Ивановича Таврата.
«На жизнь свою, смотрю я благодарно…»
«На жизнь свою я оглядываюсь с благодарностью, - говорил Алексей Гаврилович Чикачев. Она подарила мне любимую работу, надёжных друзей, товарищей. Жизнь подарила верную, любимую и любящую супругу – Валентину Николаевну, в которой воплотились все лучшие черты характера русской женщины – жены, матери, сестры, дочери, свекрови, бабушки». В любви и согласии мы живем уже более пятидесяти лет». В Русском Устье родились и выросли сыновья Чикачевых - Игорь и Святослав.
Очерки, рассказы, работы по краеведению Алексея Гавриловича Чикачева, в основном, небольшие по объёму, но глубоки, интересны и познавательны по содержанию. Автор с душой и любовью пишет об истории и культуре своих сородичей. Его по праву можно назвать просветителем русского народа, раскрывающего старинную русскую культуру. К сожалению, Алексея Гавриловича Чикачёва нет уже с нами, но есть его произведения, есть наша память об этом замечательном человеке, патриоте и защитнике своей малой родины.
Татьяна Оконешникова, директор МКУ «НРЦБС».
Оставить сообщение: