icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
21:45
Пятница, 20 Сентября
Рекламный баннер 990x90px top

Королева пятого океана

07:42 10.06.2015 16+

Считается, что возникла она в Германии в 1928 году, когда на борт самолета стали брать специального человека, в чьи обязанности входило обеспечение сервиса во время полета – стюарда. Прежде этим занимался второй пилот самолета, что было рискованно с точки зрения безопасности полета. Сначала функции бортпроводников выполняли мужчины, чаще всего ими были бывшие официанты дорогих ресторанов. Однако уже в 1930 году в Соединенных Штатах возникла идея привлечь к работе привлекательных девушек – это должно было стать дополнительной рекламой пассажирских авиаперевозок. Существовал еще один довод в пользу представительниц прекрасного пола: они меньше весили, что имело большое значение для самолетов того времени. Первой стюардессой в истории авиации называют Эллен Черч из Сан-Франциско, которая окончила курсы медсестер и в частном порядке брала уроки управления самолетом – это послужило решающим аргументом в ее пользу. Профессия стюардессы сразу же завоевала популярность и стала довольно престижной, хотя на претенденток накладывалось немало ограничений. Например, возраст стюардессы не мог превышать 25-30 лет, а вес – 52 килограммов, также ей запрещалось выходить замуж и иметь детей. В 70-х годах отменили требования касательно возраста стюардесс, а в 80-х стюардессам было дозволено самостоятельно решать, когда им выходить замуж и рожать детей. В наше время вес стюардессы уже не столь важен. Зато при подборе персонала часто используется принцип «трех О». Это образ внешний (речь, мимика, макияж, внешняя привлекательность), образ внутренний (наличие необходимых черт характера), образ профессиональный (профессиональные знания и навыки). Бортпроводник воздушного судна сегодня – это и спасатель, и врач, и психолог, и лингвист, и специалист по сервису, и менеджер. Профессия уникальная, единственная в мире, сочетающая в себе такие разные знания, умения и навыки. Главная обязанность современных стюардесс и стюардов – обеспечивать безопасность пассажиров и создавать комфортные условия во время полета. Образованные сотрудники умеют не только обслужить пассажиров, но и предотвратить панику в экстренной ситуации.

О своей профессии рассказывает бывшая стюардесса Татьяна Ладутько:

- Я работала бортпроводником в аэропорте города Якутска с 1973 года. В то время устроиться на работу стюардессой было не так-то легко, существовали определенные профессиональные критерии отбора, но главным было пройти медицинскую комиссию. Я с подругой прошла комиссию, отборочный конкурс, потом с нами провели собеседование и мы стали стюардессами. Сначала я летала с инструктором (старшей бортпроводницей), меня обучили всем премудростям профессии, потом стала летать самостоятельно, а позже уже и сама была инструктором у молодых бортпроводников. Я летала на Ан-24, ЯК-40, облетела, и не единожды,  всю Якутию,  и южную, и центральную и северную (Среднеколымск, Зырянку, Мому, Тикси, кроме Черского (в те годы в Черском был Колымо-Индигирский авиаотряд со своим штатом бортпроводников). Также летали мы и за пределы республики: в Читу, Хабаровск, Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ, Благовещенск. Много было забавных и трогательных моментов. Помню, однажды на рейсе «Якутск - Новосибирск» летели жених и невеста в свадебном платье, экипаж и пассажиры их поздравляли. Вспоминаются рейсы по маршруту «Якутск - Чурапча». Полет был коротким, всего-то минут 20-30, только самолет наберет высоту, как уже начинает снижение, идет на посадку. Так из Чурапчи до Якутска пассажиры летали, как они говорили «Чаю попить у родственников». В то время авиабилеты были дешевые и, конечно, можно было себе такое позволить. Много было случаев разных. Были случаи, когда самолет входил в грозовое облако, в зону турбулентности, такие «болтанки» случались!…Но страшно никогда не было, даже мыслей никаких не возникало, что с самолетом, с пассажирами, со мной может что-нибудь случиться. Совершенно не боялась летать. А сейчас, как это ни странно, почему-то стала побаиваться летать. На пассажирских рейсах, как и сейчас, также перевозили и почту. Не знаю, как сейчас, но в мою бытность бортпроводник не имел права покинуть самолет, пока не сдаст из рук в руки, под роспись почту. Иногда приходилось подолгу сидеть в пустом холодном самолете и ждать машину, приезжающую за почтой. Вспомнила случай, как я чуть не опоздала на рейс. Якутский аэродром. Зима, температура - ниже пятидесяти, туман страшный, абсолютно ничего не видно. Я должна вылетать на ЯК-40 (маршрут уже не помню), бегу по аэродрому, ищу по номеру «свой самолет», навьюченная, как верблюд, так как получала все необходимое для полета. В одной руке сумка с инструкциями и микрофонами, пакет с леденцами для пассажиров, в другой руке – сумка с бумажными стаканчиками и  бутылками лимонада (заметьте, стеклянными, не было тогда еще пластиковых). Бортпроводникам  выдавался весь этот арсенал лично в руки, и мы сами все это должны были доставить в самолет. Короче, бегаю я по взлетному полю, ищу тот ЯК-40, уже в конкретной панике, потому что чувствую, что по времени катастрофически опаздываю, «мой» самолет должен уже вылетать, а я его никак не могу найти. Наконец-то нахожу самолет! Смотрю, пассажиров уже рассадили по местам, экипаж ждет, самолет не взлетает, все ждут бортпроводника. Тогда были очень строгие правила, не дай Бог, если вылет рейса задерживался по вине бортпроводника, который не мог найти самолет. Мне потом еще долго этот ужас снился.

С этой профессией у меня связано много приятных воспоминаний. И хотя это была  нелегкая работа, но в ней было и много романтики. Работала с удовольствием, было интересно, разные города, аэровокзалы, пассажиры, новые люди. Вспоминаю свою работу с большой теплотой и некоторой ностальгией.

Главным в моей работе стало еще и то, что там я нашла свою любовь, свою вторую половинку.  Меня с моим будущим мужем в прямом смысле познакомило небо. Мой муж, Иван Федорович Ладутько, на тот момент был летчиком, командиром Ан-24 в Якутском объединенном авиаотряде. Летал на разных типах самолетов. Позже стал одним из первых пилотов в Якутии, переучившимся на ТУ-134. В 1976 году моему супругу предложили работу в Колымо-Индигирском объединенном авиапредприятии, он стал командиром эскадрильи. Так наша семья перебазировалась на Нижнюю Колыму. Здесь у нас родился старший сын Демьян, спустя пять лет родились двойняшки – Андрей и Павел. Здесь прошла вся наша жизнь, и Нижняя Колыма стала для нас вторым домом.

Ирина Квятковская.

4221

Оставить сообщение: