Ярангу, расположенную у побережья Чаунской губы, среди покосившихся рыбацких балков в районе бывшего поселка Строительный, видно издалека. Под непривычно жаркими лучами июльского солнца вялится оленье мясо – кыкватоль, любимое лакомство коренных жителей и деликатес для гостей. На зеленом ковре летней тундры расстелены для просушки оленьи шкуры. Запах моря и звуки прибоя убаюкивают, но Зоя Михайловна вовсе не отдыхать сюда приехала. У нее есть большая задача, над выполнением которой надо немало потрудиться. Впрочем, работать ей не привыкать – с детства охотно осваивала все хозяйственные премудрости тундровички. И хотя уже больше десяти лет назад Зоя Михайловна перебралась из островного Айона в районный центр Певек, опыт остался – в памяти, в умелых руках, которые ловко выполняю привычную работу, как будто давно по ней соскучились.
Ни один праздник в городе Певеке не обходится без яранги Зои Михайловны, в которой радушно принимают гостей, угощают национальными блюдами. Но почему ярангу можно увидеть только по праздникам? Почему все меньше чукотской молодежи знает, как ее построить? Эти вопросы давно волнуют коренную тундровичку. С годами пришел ответ: нужен специальный проект «Яранга» – культурно-просветительский, этнографический, декоративно-прикладной.
– Так повелось по жизни, что я всегда ставлю для себя высокую планку в достижении целей, – рассказывает наша собеседница. – Это помогает идти вперед, даже если совсем невмоготу. Вот и сегодня утром проснулась в яранге, и так не хотелось выходить на холод из теплого полога... Но приказала себе, что надо работать, чтобы цели своей добиться.
Так начался очередной день отпуска Зои Михайловны в тундре. Она живет в своей яранге, как предки: без электричества и телевизора, без горячего и холодного водоснабжения, без газет и радио – так сказать, в автономном режиме. Каждый день трудится не покладая рук над выделкой шкур, а их надо довести до ума всего 16. Три дня ушло на обустройство яранги, с тех пор пролетело больше недели. Шесть оленьих шкур уже готовы к пошиву – мягкие, воздушные, теплые. Сделать их такими непросто: нужны не только знания, но и физическая сила.
Ремесло требует сил
Мы сидим в яранге, пьем горячий чай и с интересом вслушиваемся в рассказ о древних традициях малого северного народа.
– Обработка изделий из меха, камуса, кожи всегда была исключительно женским ремеслом, – рассказывает Зоя Михайловна. – Выделка шкуры оленя требует много времени, терпения и опыта. На протяжении многих веков выработались способы обработки шкуры и кож, рабочие инструменты, которые передаются из поколения в поколение. Мне они перешли в наследство от мамы. Скребки для выделки шкур и доска для кройки меховых изделий издревле считались хранителями домашнего очага.
Инструменты для выделки шкур довольно простые, неприхотливые. Очистка мездры от остатков мяса и жира производится устройством, представляющим собой нешлифованный каменный диск с тонкими краями, вставленный в двуручную деревянную оправу. Затем шкуру обрабатывают круглой железной пластиной с зазубренным нижним краем, насаженной на длинную ручку. Окончательная обработка проводится кожемялкой – изогнутой длинной железной пластиной с зазубренным нижним краем и деревянными ручками с двух концов. Кроме того, шкуру надо много мять и растягивать вручную, чтобы она приобрела эластичность. А для придания водоотталкивающих свойств надо произвести ее окрашивание растительными красителями.
Вот такой долгий трудный путь проходит оленья шкура, чтобы стать материалом для изготовления меховых изделий, без которых в тундре человеку не выжить. Никакая современная зимняя одежда не согреет оленевода так, как натуральная меховая. Поэтому известие о выделении финансовых средств из окружного бюджета на пошив меховых комплектов для работы в тундре (по 50 тысяч рублей за каждый) было воспринято одобрительно во всех бригадах муниципального сельхозпредприятия «Чаунское».
Когда заходишь в ярангу, в глаза сразу бросается полог (меховой занавес, отделяющий спальное помещение от остальной части яранги – прим. автора). Именно по пологу в старину определяли, какая в яранге хозяйка. У чукчей не принято было говорить, что она красавица или умница. «Хороший у нее шов» – эти слова были лучшим комплиментом и высшей похвалой хозяйке, у которой красиво сшит полог яранги.
Полог в яранге Зоя Михайловна шила сама – на него ушло 12 оленьих шкур. А теперь она задумала создать небольшой этнографический центр за городом, в котором главной будет яранга. К примеру, заезжим иностранным туристам интересно было бы посмотреть традиционное чукотское жилище, попробовать блюда национальной кухни – тот же кыкватоль, вяленую рыбу, лепешки, варенье из тундровых ягод. Между прочим, опыт работы в туристической отрасли у нашей певекчанки есть.
В ожидании гостей
Три года подряд Зоя Михайловна ездила в отпуск в Финляндию, помогала местным предпринимателям вести туристический бизнес – ремонтировала ярангу, налаживала национальный быт с северным колоритом, встречала гостей... А в нынешнем году решила попробовать этим интересным делом дома заняться, никуда не выезжая. С весны обдумывала, где поставить ярангу, как подготовиться к проживанию в тундре. И вот жизнь и работа на природе налажены, только помощников не хватает.
– Многие собирались приехать в гости, обещали помочь с выделкой шкур, однако что-то никого пока не видно, – говорит мастерица. – Но послезавтра, в субботу, гости обязательно будут – готовимся всей Ассоциацией КМНЧ отметить здесь День рыбака. Приедут семьями, с детьми, пусть подрастающее поколение чаще бывает в тундре, в яранге. Ведь это не просто жилище, а символ Чукотки, часть нашей национальной культуры, которая формировалась веками, а сейчас нуждается в сохранении и защите.
Раз в два года на Чукотке проходит традиционный конкурс-фестиваль «Эргав», название которого в переводе с чукотского означает «возглас, призыв к радости». Не раз мастерицы Чаун-Чукотки привозили в Певек награды и благодарности по итогам фестиваля. На таких праздниках проходят мастер-классы по культуре и искусству коренных народов Крайнего Севера, у всех участников есть возможность и на других посмотреть, и себя показать. Теперь на Чукотке знают, что лучшая хозяйка яранги Зоя Михайловна Сопка живет в Певеке, а мастерицы по горловому пению – в селе Рыткучи Чаунского района. Но подобные мастер-классы можно проводить и в чаунской тундре, в яранге Зои Михайловны. Здесь познавательно побывать всем, не только иностранцам, ведь по большому счету и прожившие здесь по несколько десятков лет наши соотечественники мало знают о культуре и быте коренных народов Севера.
Раиса СИНЬКЕВИЧ. (Фото Галины ОБРОТКИНОЙ), газета «Полярная звезда».
Оставить сообщение: