icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
09:31
Суббота, 27 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Духовные ценности наших народов

09:14 20.10.2015 16+

Вера ТЫРЫЛГИНА, директор музея имени Николая Ивановича Таврата, село Колымское: «Я думаю, что духовные ценности идут от семьи. Духовность – это прежде всего народы, языки, которым мы не предаем особого значения. Большинство семей сейчас говорят с детьми на русском языке, тем самым забывая языки народов Севера. А ведь самое главное, что есть у нас это традиции и язык, вот это и есть духовное начало каждого народа и этноса. Мы стараемся привить нашим детям культуру, обряды, обычаи. В скором времени они станут взрослыми и хотелось бы, чтобы все наши старания не прошли зря. Дети должны знать наших местных поэтов, писателей, прозаиков, не только в нашем селе, но и в районе. Мы, старшее поколение должны передавать младшему все, что мы знаем, какую национальную одежду носим, какие существуют обряды у малочисленных народов Севера, как относимся  к окружающей среде, к нашей природе. И тогда наши дети будут гармонично развитыми людьми, которые не затеряются в этой надвигающейся цивилизации.

Нужно знать историю своего края, села, республики, знаменитых людей района и свою родословную. Нужно помнить и уважать наших дорогих и любимых старейшин и помогать им во всем. Хочу пожелать молодому поколению, чтобы они не забывали традиции и свой родной язык, чтобы вы потом передавали все это своим детям».

Вячеслав КЕМЛИЛЬ, глава кочевой родовой общины малочисленных народов Севера-чукчей «Тэвр» («Основная жердь яранги»): «Под духовными ценностями в первую очередь я понимаю традиционные знания. Везде, во всем мире думают, как остановить их потерю. Как один из примеров, на который следует равняться — это работа Ассоциации эвенов республики Саха, самая сильная община среди остальных народов. Они проводят плодотворную работу. Но, увы, точных путей выхода из такой сложной и грустной ситуации еще не нашли. Когда еще существовала община «Тэвр», была идея создать при ней учебный центр для оленеводов, особенно для подрастающего поколения. Это предложение я обговаривал и с председателем правительства РС (Я), и с начальником Департамента по делам КМНС, но пока дело приостановилось. Можно было бы создать учебный центр при любой общине — там бы проводить и семинары, и лекции, и конференции по сохранению культур, обучению подрастающего поколения, какие-то вопросы разъяснять — юридические, правовые. Для этого привлекать старожилов, знатоков, которые единственные остались, кто сохраняет язык, а также специалистов из разных областей. И, конечно, при этом сотрудничая с нашим Арктическим колледжем .

Также под духовными ценностями я понимаю и уважение к своей культуре, к старшим. Не нужно совершенно стесняться своей национальности, не нужно обращать внимания на неграмотных людей. Сейчас молодое поколение об этом не задумывается, время такое. Старшее поколение тоже не передает знания; мы, к сожалению, заняты другими проблемами.   Больше занимайтесь своими детьми, язык все-таки можно восстановить. А вот, например, в  чукотских танцах раскрывается характер народа: юмор и жизнелюбие, доброта, душевность. Каждое движение что-то да символизирует. И то, что сейчас идет простое заучивание движений, тоже можно отнести к потере культуры, танцевальной культуры. Так что нужно всем совместно — районному отделению Ассоциации КМНС, родителям, школам попытаться остановить эту утрату и возрождать наши культуры».

Матрена КУРИЛОВА, заведующая экспозиционно-выставочным отделом районного музея: «Конечно же, нужно соблюдать заветы предков. Ведь в них накоплено столько мудрости! А поддерживать это можно народными пословицами. Обычно у нас говорят так: «чужого не бери»; «не ври, правду узнают всегда»; «сидеть можешь криво, а говори прямо» - то есть сразу же, с малых лет, направлять детей на честность. А вот еще: «завести дружбу легко, а сберечь ее сможет не каждый».Воспитание на фольклоре, на сказках держится. 

А еще можно и нужно через традиции развивать интеллектуальные и физические качества у детей  - например, на «Играх предков», на «Куриловской осени» ребята соревнуются и в остроте глаз, и в ловкости рук, соревнуются в прыжках через нарту, что не только азартно, но и развивающе.

Представителям всех народов нужно соблюдать сезонные праздники, обычаи. Например, весной отмечают рождение тугута (олененка). Как ты сохранишь и примешь стадо, так оно и будет расти. Поэтому пастух должен ответственно относиться к отелу. Даже когда тундровики кочуют, первым делом, когда устанавливают ярангу, «кормят» огонь, а затем лишь заносят вещи. Когда приходят гости, обязательно багульником освятить - так раньше было. А теперь выяснилось, что не зря — багульник имеет очищающие и дезинфицирующие свойства!

А еще замечено, что, если соблюсти все обряды на Ысысахе, то будет хороший урожай. Все это проводить нужно, чтобы задобрить силы природные. Ведь все-таки не зря тысячелетиями этот опыт передавался. И этим, конечно же, занимается музей. Например, на следующей неделе мы проводим экологический урок. Все это основывается на музейной педагогике. Музейная педагогика — это воспитание через знакомство и соблюдение народных обычаев, традиций, что тоже несет свои положительные результаты.

Мне нравятся слова одного мудреца: «Ученым быть просто, а человеком быть труднее». Для этого нужно заниматься саморазвитием, познавать, делиться опытом.»

«Духовные ценности наших народов: как сберечь и приумножить»

Александр ДМИТРИЕВ (Таммах), преподаватель Черской школы искусств: «С малых лет необходимо воспитывать ребёнка в национальном духе, чтобы он хорошо знал родной язык,  читал литературу на нём, и имел нравственные ориентиры.  Начало этого должно быть в семье, а продолжение – в школе, где обучение и внеклассная работа должны иметь определённую направленность. Кроме того, должна быть пропаганда: мы должны знать оленеводов охотников и рыбаков людей, пользующихся авторитетом, уважением в обществе, знать их жизнь, трудовую деятельность, перенимать опыт».

Дарья ОТТОРО, Люба КАУРГИНА, Алексей КУРИЛО.

3536

Оставить сообщение: