icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
09:01
Суббота, 27 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Сердце помнит

08:30 03.11.2015 16+

Будущий писатель родился 8 марта 1920 года в селе Кордышевка (ныне Винницкая область, Украина) в крестьянской семье. Здоровьем обладал отменным, несмотря на всевозможные передряги военного быта, за плечами опыт почти двадцатилетней службы. Был завзятым рыбаком и охотником. Особенно любил "ходить на кабана".

В своих романах  Иван  Стаднюк судьбы народные всегда показывает через судьбы человеческие. Его книги, его героев знают все советские читатели. Чего стоит один только Максим Перепелица? Он вобрал в себя всё лучшее из сокровищниц народной речи. Многие выражения бравого солдата стали крылатыми.

Иван Стаднюк  является также автором киносценария о буднях солдата «Максим Перепелица» (1952), по которой в 1956 году был снят одноимённый фильм. До сих пор ежегодно показывают этот фильм по российскому телевидению.

Из воспоминаний И.Ф. Стаднюка: «Мне часто задают вопрос, как родился образ Максима Перепелицы. Черты этого весёлого хлопца носят многие мои герои, включая Петра Маринина и Мишу Иванюту. Как ни странно, но схема образа Перепелицы родилась в сумятице мыслей, вызванных тем, что я увидел и пережил в первых пограничных боях 1941 года. В самых безнадежных, смертельно опасных ситуациях наши рядовые воины, равняясь на командиров и политработников, проявляли немыслимое упорство, самоотречение, храбрость и стойкость. Кажется, порой они больше, чем противника, боялись выглядеть со стороны робкими, нерешительными. А когда после критической ситуации наступали минуты затишья, находились заводилы и начиналось веселье: смеялись над мнимыми и истинными нелепостями - у кого какое было выражение лица во время штыковой схватки (тут же копировали), как, кто и что кричал в атаке, как увертывался от танка или закрывался каской от свистящей над головой бомбы... А когда вновь приближался бой, люди суровели, понимая неотвратимость опасности и собираясь с силами, чтобы выстоять.

Где берётся у солдат эта неистощимая нравственная твёрдость? Можно, конечно, много рассуждать о влиянии на характеры наших людей советского общественного строя, советской идеологии и так далее. Но ведь, очень много даёт человеку и служба в армии в мирных условиях. Я сам был до войны рядовым солдатом, потом курсантом полковой школы, курсантом военного училища и на себе ощутил влияние казармы, красноармейского коллектива, влияние всего уклада жизни, каждая минута которой регламентирована уставами, наставлениями, инструкциями и приказами. Почти зримо слетала с меня "гражданская шелуха", и я видел, как постепенно менялись характеры моих сослуживцев; среди них многие несли в себе что-то от Максима Перепелицы, которому как литературному образу еще предстояло родиться. И если вначале казарменные весельчаки потешались над недостатками своих товарищей, не щадили и себя, дабы повеселить друзей, иногда валяли дурака и на занятиях, то со временем это их качество приобретало иную направленность - оно уже помогало в службе и в учебе.

 Вот и задумал я в начале 50-х годов проследить на примере одного героя, поначалу хвастуна, балагура и проказника, как выковывается в армейских условиях тот самый характер, который в бою делает человека несгибаемым.

Писать и говорить обо всем этом мне как-то не очень удобно, наверно, из-за врожденной крестьянской застенчивости, но умолчать тоже нелегко, ибо характер хвастуна Максима Перепелицы, пусть и не в большей мере, но слеплён мной и из черт собственного характера».

Огромное эпическое произведение Стаднюка«Война» (1970-1974) необычайно обширна по материалу, включённому в неё автором. Сотни действующих лиц, герои вымышленные и реально существовавшие, описания битв и обстоятельный рассказ о том, как зарождались планы этих сражений, яркие страницы о любви и ненависти -всё это помогает автору воссоздать обстановку предвоенных дней и начала Великой Отечественной войны в Белоруссии и под  Смоленском. Действие романа происходит не только на Западном фронте, но в Генеральном штабе, Ставке Верховного Главнокомандования.

Эпопея  «Война» доведён лишь до июля 1941 (в 3-й книге).

Продолжением эпопеистал вышедший в 1985 году роман «Москва, 41-й».Вот как говорил Стаднюк о своих романах: «Так случилось, что со времён окончания войны, я живу мыслями и чувствами, взявшими начало там, среди полей, лесов и лугов Белоруссии и Смоленщины. Ужебольше двух десятков лет работаю над эпопеей о войне. Пока написаны и опубликованы три книги романа "Война", роман "Москва, 41-й", в стадии завершения роман "Москва, 41 - 42-й". Не знаю, хватит ли сил закончить все задуманное. Так, роман "Люди не ангелы" я писал пять лет. Первую книгу "Войны" - три года, вторую - четыре, третью - пять лет. На их издание тоже потрачено в общей сложности три года... А ведь кроме литературного труда не уклоняюсь и от других обязанностей - общественных и служебных, не порываю связей с родной армией, которой служу верой и правдой. И есть у меня родная Винничина и маленькое село там Кордышивка. И есть внуки - Иван, Оксана, Алеша и Оля. Да-да, я уже давненько четырежды дед…».

А буквально накануне своей смерти Иван Стаднюк выпустил ещё и автобиографическую книгу "Исповедь сталиниста" (1993). Про этот последний литературный труд Иван Стаднюк вспоминал: «Устал я от трагического и кровавого материала. Да и ощутил небольшое разочарование от появившихся "новых концепций" о минувшей войне. Посему решил на время остановиться и оглянуться в своё личное прошлое, облегчить память и душу, написать о том, что меня волновало и потрясало не только в связи с войной, но и в связи с тяжкими проблемами довоенной, послевоенной жизни, да и о том, что сейчас озадачивает. Это будет попытка исповеди, но без покаяния».

Безо всяких связей и протекции Иван Стаднюк сумел, исключительно благодаря собственному упорству, трудолюбию, пробиться сначала в службе, а потом и в литературе на самые высокие командные посты – был секретарем правления Союза писателей СССР. Всяких других должностей, почетных званий и всевозможных премий тоже имел целый ворох. (Одних орденов – 10!). В 1939 году поступил в Украинский институт журналистики, но в этом же году был призван в армию. В 1941 году окончил военно-политическое училище. Во время Великой Отечественной войны — сотрудник фронтовых газет. В 1957 году окончил редакторский факультет Московского полиграфического института. Публиковался  с 1940 года. Член СП СССР с 1954 года. Член правления СП РСФСР (1965) и СП СССР (1971).

Иван Фотиевич Стаднюк - лауреат Государственной премии СССР (1983). Вот основные работы автора: «Сочинения», «Следопыты», 1950 (повесть); «Это не забудется», 1951, (сборник); «Максим Перепелица», 1952, (сборник), «Сердце солдата», 1954, (сборник); «Максим Перепелица», 1955, (сценарий); «Человек не сдаётся», 1960, (сценарий); «Артист из Кохановки», 1961, (сценарий); «Люди не ангелы», 1963, кн. 1-2, 1972; «Ключи от неба», 1964, (сценарий); «Служу Советскому Союзу», 1968, (сценарий); «Меж высоких хлебов», 1970, (сценарий); «Война» (роман-эпопея), т. 1, 1971;  т. 2, 1974; т. 3, 1980; «Москва,41-й» 1985,  1-2 книга, (продолжение книги «Война»); «Меч над Москвой», 1990,  1-2 книга, (продолжение книги «Москва, 41-й»); «Дипломаты поневоле», 1978, (сценарий); «Спокойствие отменяется», 1983, (сценарий); «Война на западном направлении», 1990, (сценарий); «Исповедь сталиниста», 1993 (мемуары).

И.Стаднюк был заместителем главного редактора журнала «Огонёк» в 1965-1972 годах. В 1980-х годах входил в редакционную коллегию героико-патриотического литературно-художественного альманаха «Подвиг». Был секретарём Московской писательской организации. Член ВКП(б) с 1940 года. Умер 30 апреля 1994 года. Похоронен в г.Москве на Кунцевском кладбище.

Лариса Матвеева, ведущий библиотекарь МКУ «НР ЦБС»

3368

Оставить сообщение: