icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
01:10
Понедельник, 7 Октября
Рекламный баннер 990x90px top

Снять фильм-метафору о судьбе целого народа

02:35 21.10.2016 16+

В шорт-лист первого питчинга вошло 10 проектов из Якутска, Москвы и Горно-Алтайска. Среди них был представлен кинопроект московского кинорежиссера Валерия Пендраковского «Огонь далеких людей» по мотивам романа Семена Курилова «Ханидо и Халерха». Редакция «Илкэн» обратилась с вопросом к режиссеру, почему он решил снимать фильм по роману юкагирского писателя?

– «ОГОНЬ ДАЛЁКИХ ЛЮДЕЙ» задуман как полнометражный художественный фильм по мотивам романа юкагирского писателя Семёна Курилова «Ханидо и Халерха». Эта самобытная книга давно и прочно занимает достойное место в золотом фонде многонациональной советской литературы. Миновали десятилетия, ушла в прошлое аббревиатура СССР, мир живет в XXI веке, а реалистическая, поэтическая и магическая книга Курилова не только не устарела, но, напротив – она словно набрала мощи, став уникальным историческим, этнографическим, человеческим документом эпохи и народа юкагиров, который ныне насчитывает всего 1550 человек. Сегодня, когда с лица Земли исчезают уже не только малые народности, роман юкагира Курилова звучит особенно мощно: он как тревожный набат, как колокол, который, как все мы знаем, «звонит по тебе». Звонит по нам всем.

Идея создания фильма возникла у меня ещё в 1982 году, когда я, снимая документальный фильм о Якутии, случайно прочёл этот роман. Он ошеломил меня эпической глубиной, правдой характеров, этнографической и бытовой достоверностью. И главное!.. Роман позволяет сделать необычный фильм, в основе которого – судьба одного человеческого рода, «естественной общины», сохранившейся в исключительных условиях Севера. Снять фильм-метафору о судьбе целого народа…

Сценарий полон острых поворотов, характеры в нём порой шокируют непривычной для европейцев психологией, яркая натура и костюмы – всё это будущие компоненты необычного в своей суровой поэзии фильма.

Действие книги и сценария будущего фильма разворачивается в тундре на Крайнем Севере Якутии, близ устья Колымы, где исторически селился род юкагиров. Суровая природа Крайнего Севера не только завораживает фантастической, инопланетной красотой, но и отпугивает своей неприступностью, буквальной и иносказательной холодностью. Слабым здесь не место. Народ, который здесь жил и живет, поражает воображение главным образом терпимостью, люди тундры сотворили невозможное, они сумели превратить природу-врага в друга. Главные действующие лица – это обычные и не всегда обычные люди – охотники, оленеводы, шаманы, юные девушки и женщины-хранительницы очага. Все они втянуты в водоворот событий, реальных, фантастических, мистических, мелодраматических…

Фильм будет сниматься на юкагирском языке с русскими субтитрами для российского зрителя и с английскими для мирового. В том, что фильм найдет своего зрителя и немалого, я убежден. В картине все будет, как в жизни, и зритель, сидя в теплом зале, должен будет ощутить леденящий душу холод и жар страстей наших героев. Для этого картина должна сниматься в «естественных декорациях», в экстремальных условиях Нижнеколымского улуса Республики Саха (Якутия), с привлечением коренных жителей, для которых роман Семена Курилова – национальная классика.

Неисчерпаемо значение Крайнего Севера в нашей жизни!.. Лиловое свечение неба, суфле снега, испещрённое следами оленей, трескучие морозы, когда даже произнесённые слова кажутся белоснежными, – суровая поэзия этого края, его особенная кинематографичность, наряду с гуманизмом, заложенным в ткань романа…

Всё это те режиссёрские ориентиры, которые, как мираж, заставляют меня двигаться к реализации этого необычного и сложного проекта.

С сожалением отметим, экспертное жюри, в состав которого входили московские продюсеры, не поддержали кинопроект Валерия Пендраковского. Три года подряд режиссер ходит по федеральным и региональным инстанциям в поисках финансирования. Как оказалось, кино о маленьком исчезающем народе никому не интересно и не нужно. Увы, как признают сами кинематографисты: ничего серьёзного, глубокого и оригинального создать сегодня практически невозможно. Кинематографисты стали наёмными развлекателями, не более того. И на Первом якутском питчинге поддержку получили кинопроекты в жанре фэнтези.

Ирина КУРИЛОВА, газета «Илкэн». (Фото из архива «Колымской правды»).

4344

Оставить сообщение: