Икона «Знамение Пресвятой Богородицы». Это одна из самых старых икон Российского государства. Она создана в первой половине 12 века, когда прошло чуть более 100 лет со дня крещения Руси князем Владимиром Святославовичем.
Икона представляет собой поясное изображение Оранты - так называлось одиночное изображение Пресвятой Богородицы, без младенца на руках. На груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. Её образ представлен с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, в традиционном жесте заступнической молитвы. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна — надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. От живописи 12 века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. В начале 20 века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями, сейчас икона хранится в Софийском соборе Великого Новгорода.
Эта икона - главная святыня Великого Новгорода и всего русского Севера. Почиталась покровительницей Новгорода. В сказании, составленном в 14 веке на основе древних источников, рассказывается, что 25 февраля 1169 во время осады Новгорода войсками суздальского князя Андрея Боголюбского икона была вынесена на городскую стену - вдруг одна из стрел осаждавших попала в левый глаз Богоматери (на оригинале иконы имеется повреждение). Икона, по словам летописца, повернулась ликом к новгородскому люду - из очей Богоматери потекли слезы. Суздальцы, пораженные этим чудом, в панике бежали, многие погибли от голода на обратном пути. Интересно, что через некоторое время смена князя на Рюрика Ростиславовича, ставленника Суздаля состоялась так же из-за голода, но уже в Великом Новгороде, после того как в неурожай Андрей Боголюбский ограничил поставки хлеба. Икона широко почиталась и в последующие столетия, став общерусской святыней. В 15-16 веках в Новгороде Великом писали иконы с изображением чуда – заступничества Богоматери. В конце 15 - начале 16 веков чудотворная икона получила наименование «Знамение» (в значении — знак милости Божией).
В течение столетий икона многократно реставрировалась, с неё делались многочисленные копии - так называемые «списки». Копии были разного размера и отличались друг от друга деталями, способами и техникой изображения. Размер оригинала 13 с половиной вершков высоты на 12 вершков ширины, а вершок составляет 4,45 сантиметра. Другие «списки» были поменьше - размером с хорошую книгу.
Известно, что у нас на севере Якутии русские поморы, выходцы из старых владений Великого Новгорода, основавшие село Русское Устье, тоже преклонялись пред святыней русского Севера. Ими особо почитались две иконы: «Знаменская» и «Святитель Николай» - покровитель путников и рыбаков. Основанием села официально считается 1638 год - со дня открытия землепроходцами в главе с казаком Иваном Ребровым устья реки Индигирки, хотя есть свидетельства о том, что русские селения в устьях восточно-сибирских рек уже имелись в период правления Ивана Грозного. К этому времени относят и основание первых русских поселений на Аляске.
Несомненно одно - первые русские поселенцы появились здесь, на севере Якутии до церковного раскола, произошедшего как известно в 1654 году после поспешных реформ патриарха Никона. Устные предания не сохранили сведений о привезённых с собой иконах и других реликвиях, но наверняка они были у большой группы русских людей, которые по преданию «приплыли на 14 кочах по Голыженской протоке и остановились в устье Елони, построили они 14 домов, баню и кабак». Предания не сохранили сведений о постройке церкви или часовни или о приверженности переселенцев к старой вере или расколу. Это не мудрено, если не было между ними священников и не по расколу они бежали в это глухое место, а от гонений и произвола Ивана Грозного в период создания им централизованного Российского государства, особенно усилившегося в 1570 году, когда Великий Новгород потерял былую вольность.
Известие о том, что в Русском Устье имелись старые иконы, мы получаем лишь из хранящегося в ЦГА РС (Я) письма священника Льва Шипицина русскоустьинскому мещанскому старосте от 26 февраля 1866 года: «В подведомственной вам часовне противозаконно хранятся ценные вещи и святые иконы. Имеющаяся при Русско-Устьинской часовне Чудотворная икона – Знаменская Богородица в серебряной под золотом ризе, которая должна быть перенесена в Ожогинскую церковь». В ответном письме от 2 мая 1867 года русскоустьинцы отказывались выполнить это указание. Известно, что через год, священник Лев Шипицин, побывавший в Русском Устье, пытался забрать старинную Знаменскую икону из церкви. Он считал, что икона очень старая и ценная и слишком велика для маленькой церквушки и её место в большом храме. Община всячески сопротивлялась передаче иконы, но священник решил самолично её вывезти. При этом с ним от волнения случился удар, видимо по-современному инсульт, он «обезножел» и велел вести его в Ожогино, но в Ерче по дороге домой умер. Но что же с иконой? Не её ли привезли с собой бежавшие от преследований Ивана Грозного новгородские переселенцы?
Куда же потом эта икона делась и что из себя представляла. Вот что пишет о судьбе этой иконы Алексей Чикачёв: «В начале 30-х годов борьба с религией докатилась до Русского Устья. Приехал уполномоченный с наганом, самолично влез на крышу церкви и спилил крест. Затем содрал драпировку со стен храма и раздал «активистам» на рубахи. Из домов в приказном порядке велели убрать иконы. Среди местных жителей нашелся один, который икону Знаменской Богородицы приспособил вместо столешницы. Это было невероятное кощунство. Старики сокрушенно качали головами и предсказывали, что на эту семью падёт проклятье. Так оно и случилось. Умер от ожогов малолетний ребёнок, вскорости скончался отец. В последующие годы два взрослых сына утонули. Из шестерых детей никто не дожил до 40 лет».
Практически все иконы, которые были у мещан, отобрали, увезли далеко в тундру и закопали, колокол с церкви, пожертвованный купцом Санниковым, сняли и утопили в озере. Из рассказа А. Г. Чикачёва видим, что русскоустьинская Знаменская икона была не маленького размера, раз из неё сделали столешницу – этот размер как раз соответствует размеру новгородской святыни. Как жаль, что не сохранилась она до наших дней.
Русскоустьинцы – первые православные люди на якутской земле хоть и превержены были традициям, после изъятия икон и уничтожения Чудотворной иконы практически за 70 лет советского атеизма потеряли основы православия. Вот что пишут о них: «В ходе экспедиции 2001 года мы изучали современные религиозные представления русских старожилов Индигирки. Выяснилось, что ни верующими, ни православными эти люди себя не считают: «мы не крещёные, в церковь не ходим, ничего не знаем». Православные праздники им известны, но их празднуют, выделяя некоторым образом лишь Пасху, Рождество и Старый Новый год. Слабая сохранность христианской традиции объясняется, по нашему мнению, тем, что христианство здесь сохраняется лишь как элемент этнического самосознания, а влияние церкви было и остается крайне слабым». (Ж.К. Лебедева, О.И.Чарина, Е.А.Строгова статья в сборнике «Якутия - форпост освоения северо-востока Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки (17-20 века)».
Позволю себе не согласиться со всеми доводами авторов. Многие из русскоустьинцев крещеные и верующие люди, а на основе опросов нескольких десятков человек таких глубоких выводов делать нельзя, но в тоже время много в их словах правды, особенно о слабом влиянии церкви на такие отдалённые районы. Судьба маленького села тесно связана с судьбой России, со становлением и развитием её православия и государственности. В 2012 году 21 сентября мы отметили 1150-ую годовщину Российского государства, не забыть бы при этом вот такие старые русские села, бывшие форпостами становления православия и государственности. В этом году в июле будем отмечать 375 лет Русскому Устью. В наше время посреди села стоит, зияя пустыми глазницами окон, заброшенное здание старой школы, перестроенное из Ожогинской церкви (каков поворот судьбы – в неё хотели перевезти Знаменскую икону, а получилось наоборот - здание церкви разобрали и сплавили в Русское Устье!) Вот бы перестроить её обратно в церковь, освятить, пригласить туда священника. Может возродится в Русском Устье православие, которому били привержены многие поколения предков русскоустьинцев?
Егор ТЕЛЬНОВ.
Оставить сообщение: