Начальник транспортной полиции Алексей Глушенков отказался давать комментарии, сославшись на ход следственных мероприятий. С вопросами мы обратились к начальнику инспекции охраны природы Виталию Соковикову:
– Как могла случиться такая ситуация?
– Мы даже предположить не можем, как такое могло произойти. Мы сами прочитали информацию в Интернете, и были повержены в состояние шока. Это как гром среди ясного неба.
– Как вы думаете, откуда птицы?
– По негласной информации, транзитом с Чукотки. По крайней мере, никаких лицензий ни у нас в инспекции охраны природы, ни в республиканских природоохранных структурах никто не запрашивал. Даже за разрешительными документами в научных целях никто не обращался.
Если разобраться, в любой момент можно выловить птиц, которые водятся на территории района, другое дело – вывезти. Контролирующие структуры аэропорта – серьёзное препятствие для вывоза. Если бы задержали с таким грузом в Черском, нас пригласили бы в обязательном порядке. Я встречался с представителем транспортной полиции аэропорта посёлка Черский, он сказал, что через них такой груз не проходил.
– Насколько могут подорвать популяцию кречетов на территории нашего района шесть особей, изъятых у браконьеров?
– Для нашего района – это большое количество. Вопрос серьёзный, ведь основной причиной ежегодного сокращения кречетов является именно браконьерский вылов.
– Какими способами можно поймать соколов?
– Даже не представляю...
– Соколиная охота – азартный вид охоты. Почему не культивируется в нашем районе?
– У нас испокон веков свои традиционные промыслы, виды охоты, интереса к соколиной охоте никогда не наблюдалось. В странах персидского залива – это образ жизни.
Своими наблюдениями поделился с нашим корреспондентом старейший егерь ООПТ Иннокентий Петрович Кочкин: «Сапсана и кречетов могли взять с гнезд, взрослых разве что на капкан могут поймать, которым можно покалечить. Да и приучать легче птенцов, чем взрослых. Взять птиц могли на территории нашего района. Обычно кречеты откладывают на одном гнезде по три яйца, значит шесть птенцов взяты из двух гнёзд с разных мест нашего района.
Мы не знаем, сколько уже провезли редких птиц в Якутск, с какого раза поймали нарушителей. Может быть, так и надо было в Якутске арестовать человека с незаконно выловленными птицами, чтобы осведомителя не выдать. Или так проще поймать с поличным.
На кордоне на Походской Едоме раньше был один кречет, но последние несколько лет нет. Кречеты водятся в низовьях Колымы по правому берегу, на Дуванном Яру, на Омолоне. На Егорьеве Камне возле Краснушки кречеты всегда гнездились, туристы приезжали, смотрели. Сапсанов больше, их можно увидеть повсеместно.
Уменьшается количество не только краснокнижных птиц, но и остальных видов пернатых во всем районе по сравнению с прошлым годом. Я заметил, что даже чаек стало мало. У нас на пролете бывают серые журавли, их тоже стало мало. На Походской Едоме пропали лебеди, гуси перестали гнездиться. Слишком много людей стали беспокоить обитателей дикой природы. Кто только не ездит – орнитологи, учёные, археологи, ихтиологи... И это в июне, когда птицы откладывают яйца, и их ни в коем случае нельзя тревожить. Тем более, что в тундре птицы больше всего боятся человека. Я сам до сих пор корю себя за случай в моей жизни. Захотелось мне набрать шерсти на берегу. Только вышел с лодки, взлетела пара черных казарок, а их пять птенцов остались на берегу. Взрослые гуси отлетели на сто метров и пока видели меня, не возвращались к своим птенцам. В ту же минуту, как увидели птенцов без родителей, к ним слетелись чайки. Я не знал, что делать: отойду, чайки склюют птенцов. Так и случилось, не мог же я бесконечно долго сторожить птенцов: родители не подлетали, а чайки так и не улетали. Как только я отошёл к лодке, чайки моментально съели птенцов. Моё неосторожное поведение стало причиной гибели выводка птенцов. Такая хрупкая дикая природа! Необходимо её беречь».
Лариса ГАБАЙДУЛЛИНА.
Оставить сообщение: