icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
08:44
Суббота, 27 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Дочь врага народа

08:22 28.01.2014 16+

У отца  были братья Кайдаловы, которые жили единой дружной семьей. Как все жители села, они общались с китайцами, которые проживали на другом берегу реки - производили товарообмен. Через речку ходили по нескольку  раз в день.

17 год круто изменил жизнь как по всей стране, так и на Дальнем Востоке. Началась коллективизация: забирали со двора скот  и угоняли в колхозное стадо. С людьми много не говорили, однако некоторые зажиточные люди сами добровольно шли в колхозы. Вступили в колхоз и братья Кайдаловы. Привели на колхозное подворье коров и лошадей, чтобы самим заботиться о них, т,к. кормов на зиму колхоз не заготовил.

 Земли объединили в колхозные поля. Люди и там стали работать, но недовольство  со стороны руководства не прекращалось. Старались выискивать  врагов народа, вредителей, были постоянные обыски  в домах. Все чаще стали сажать людей. Советская власть стремилась доказать свое преимущество перед кулацкими элементами.

В деревни стали поступать первые трактора для работы на полях. Из числа крестьян стали готовить трактористов. Никита Кайдалов одним  из первых стал  трактористом.

Осень 1933 года была дождливой, колхозные поля находились в низине в пойме реки Уссури. Поля превратились в болото. Трактор часто застревал. Уборку необходимо было продолжать  и вести до конца. При очередной попытке, трактор увяз в грязи и заглох. Отца в тот же день арестовали и увезли. Его больше никогда не видели.   О  судьбе отца Людмила Никитична узнала только в 1990  году после долгих поисков и переписок по различным инстанциям. Он был этапирован в Пермскую область, где скончался от истощения. В 1956 году его реабилитировали.

 Мать, не выдержав тяготы жизни и потери любимого мужа, вскоре умерла. Остались они вдвоем с младшим братом Андреем, которому в то время было 7 лет, а самой Людмиле - 13. Детей забрали в разные семьи. Мила оказалась у тетки в Хабаровске, где подрабатывала уборщицей в морге  мединститута. Андрея забрал дядька. Все тщательно скрывали, где их отец. В анкете писали, что родители умерли – иначе их бы не приняли в школу и на работу, а тетку бы уволили с работы.

В 1936 году она встретила свою первую и единственную  на всю  жизнь любовь. Ее избранником стал  сын врага народа Саша Ефремов. Они тайно бегали на свидание на Красную Речку. В конечном счете он привел ее к себе домой, где вместе с матерью проживали его младшие братья и сестра. Тетка была несказанно рада, что она ушла от нее – лишний рот  и проблема  дочери врага народа отпала.

 Если бы дед был жив, то мы бы отмечали 67 годовщину совместной жизни Людмилы Никитичны и деда.

 Вскоре посадили мать Саши. 6 месяцев она сидела в тюрьме. Ее ни разу не вызвали на допрос. Выжидали. А в то же время ее мужа Петра Михайловича в течение  этих 6 месяцев почти ежедневно изо дня в день вызывали на допрос  и подвергали жесточайшим пыткам  с требованием - подписать протокол, что его жена - японская шпионка. Чтобы добиться признания – ставили его к раскаленной печке, сзади ставили охранника, упираясь дулом пистолета,  и не давали спать и садиться. Он не сломался. Вынес все пытки и издевательства. Не мог он взять грех на душу и предать жену и детей. После этого  его жену выпустили из тюрьмы. Она вышла на работу на телеграф.

1937 год у Милы и Саши родился первенец, который  долго не прожил. Была любовь, и все невзгоды жизни  воспринимались как обычная жизнь, т.к.  лучшего они не видели и не знали.

В апреле 1941 года  Сашу забрали  на переподготовку в армию. Служил он в г. Ярославле, куда приехала  беременная Людмила. Там родилась дочь Валентина. Александру дали три часа увольнения, чтобы перевести жену из роддома. Там они встретили страшное известие о начале войны. Саша посоветовал Миле ехать в Алтайский край в Соколово, где проживали его родители, куда их сослали после 10-летней отсидки.

Александр начал войну в 1941, а  вернулся  в 1946 году.

Трудилась Людмила всю войну на спиртзаводе.  Спирт  был стратегическим  товаром. Медики его применяли как обезболивающее. Солдатам выдавали спирт, так называемые наркомовские. 100-150 граммов перед боем и после для снятия стресса.

На заводе работали молодые девчата. Никакой механизации. Зерно, которое поступало и днем  и ночью, разгружали в ручную. За работу была пайка 500 грамм и 200 г на дочь, которую она отдавала в детсад.

Никакого страха и уныния в глазах людей, которые верили в победу. Она пришла. Все радовались. За работу в годы войны Людмила Никитична удостоена медали « За доблестный труд».

Мужа своего она встретила весной 1946 года.

Добыча драгоценного металла на Севере  не прекращалась  и в военные годы, и после  окончания ее, т.к.  страна нуждалась в деньгах для восстановления  заводов, строительства домов. После войны началась вербовка гражданского населения на Колыму на прииски, где шла добыча  золота.  Людям давали подъемные, оплачивали дорогу всей семье. Александр и Людмила выехали на Север. Они стремились попасть в Сусуманский район. Именно там  отбывала срок  тетка Александра - Антонина Федоровна – сестра матери Марии Новиковой. Династия  Новиковых - дворянского происхождения. Культурные, образованные, интеллигентные люди.

    В городе Анжеро- Суздальском у Новиковых было  поместье. Их усадьба жива до сих пор. В двухэтажном доме, где они проживали вместе с родителями, в данный момент располагается средняя школа. Родители: отец -  сельский врач, а мать- учительница. Помимо  государственной службы, у родителей и их родственников была водяная мельница. Скупая зерно у  крестьян, перемалывали его на муку.

  Антонине Федоровне  Новиковой, тетке Александра, в Советское время досталась должность личного повара начальника лагеря в Сусумане, где она отбывала срок как враг народа. Она была рада, что жила вне лагеря. Освободившись из лагеря, она не спешила покинуть Колыму. Некуда было ехать. О судьбе двоих девочек и мужа она ничего не знала. После смерти Сталина решила  в родные края не возвращаться, а уехать в Туркмению в город Ашхабад. Позже нашла детей, реабилитировали, получила пенсию.

  Не менее трагичной была судьба династии Ефремовых. Они работали на металлургических заводах в городе Златоуста. Среди них были высококвалифицированные инженеры. Казалось, что занимались мирной деятельностью, но попали под жернова репрессий. Практически все они оказались в лагерях ГУЛАГА. Интересна судьба одного из братьев - Михаила Ефремова. Когда арестовали  родителей, они  попросили знакомых, которые оставались на свободе, забрать Мишу к себе и дать ему свою фамилию, чтобы  избежать репрессий за родителей(  автору удалось встретиться с ним в 1972 году). Михаил успешно окончил школу, институт,  получив профессию инженера, пришел работать на завод, где когда-то работали биологические предки.  И только работая главным инженером на заводе, в 1970 году он узнал всю правду своего происхождения.

 В 1972 году впервые в жизни встретился со своим двоюродным братом Александром Ефремовым.

  Людмила Никитична о проживании на Колыме с 1947 – 1970 года  вспоминает с большим  теплом. Это были самые лучшие годы жизни. Муж работал механиком  на приисках, на стройках. Зарплаты вполне хватало, чтобы прожить семьей, и раз в три года выехать на материк в отпуск.

В 1970 году, оформив пенсию, выехали в г. Новосибирск.  Город им очень понравился. «В магазинах были все продукты,– вспоминает Людмила Никитична, – полки ломились  от всего. Наша пенсия составляла 210 руб.Ее хватало сполна. Позволяли себе есть все, что хотели, и встречали  гостей с Севера».

 В 1996 году переехала в Анюйск Билибинского района к дочери, потому  что муж умер, а одной жить в большом доме было скучно. Сейчас она проживает в Черском.

Баба Люся – очень добродушная и приветливая, очень рада гостям. Пока не напоит и не кормит - из дома не выпустит. А  если кто собрался в дорогу, обязательно на дорогу даст булку хлеба. Эта привычка осталась с военных лет. Хлеб в доме – самый главный продукт питания.

 Своей жизнью очень довольна, ни на что не жалуется, хотя прожила при трех режимах. Прожила тяжелое безрадостное детство, юность – в годы войны, но доброту, уважение к любому человеку не потеряла. Любит, когда к ней приходят школьники, она всех посадит и чаем напоит, о прошлой жизни расскажет.

Довольна и современной властью. «Муж у меня умер, а все равно помогает мне, – рассказывает она, - вот получила в Якутске квартиру  как вдова участника ВОВ. Три года ездила летом  отдыхать,  лечиться. В этом году не ездила - болят ноги. Зато есть  где остановиться детям, внукам и правнукам».

 А дочери  Валентине не советует, и даже  запрещает, как прямой наследнице династии Новиковых – Марецких, бороться за поместье  в Анжеро-Суздальском. Мало ли, какая еще революция нагрянет? – на ее век их хватило. Хочется ей спокойной жизни. Да и чтобы у детей, внуков, правнуков была спокойной и счастливой. 

Федор СОКОВИКОВ.

3705

Оставить сообщение: