На следующий день мы начали готовиться на обряд «Рождение оленёнка» - «Килвэй». Рождение теленка – это символ жизни, возрождения. Килвэй – это традиционный чукотский праздник. В этом названии «кил» - от слова «килкин», что означает «пуповина», «вэй» - от слова «вэнтыги», что означает «освобождение от пуповины и переход к самостоятельной жизни». К нему готовятся заранее. Еще с лета заготовляли рымавыт – щавель, варили его и помещали в специальный мешочек. Зимой во время праздника «Пэгытти», забивали упитанного оленя. Тушу без внутренностей, головы и ног, замораживали. Затем тщательно заворачивали в шкуру оленя и везли с собой до наступления праздника Килвэй.
После рождения олененка у рэквыт (оленихи) на 3-й день отпадали рога. Эти рога собирали к празднику. Они символизировали благополучно отелившихся оленят. К празднику женщины готовили ритуальную пищу – дробили и варили кости. Всплывший на поверхность костный жир собирали в специальную посуду, получался таляпалгын – масло из дробленных костей. Варили мачвэлгын – грудинку. Делали фигурки оленей с рогами из кустов. Эти фигурки символизироали единство с окружающим миром. Такую фигурку и рорат (оленью колбасу) ложили на ритуальный поднос. В назначенный день празднования хозяйка вставала рано, еще до восхода солнца. На ивовые кустики укладывали заранее собранные рога, основанием в сторону яранги.
Сверху клали несколько шкурок оленят и связки семейных охранителей. Место ритуального действия хозяин обозначил развернутымчаутом. Праздник начинался с выноса хозяйкой горячих углей из яранги на доске для выделки шкур. Между ярангами и холмом рогов разжигали ритуальный костер. Костер, семейных охранителей, рога, ивовые кустики, тундру, небо и солнце «угощали» маленькими кусочками пищи из ритуальных блюд. Окружающему миру мысленно и словами посылали просьбы и добрые пожелания. Так проходил этот священный обряд у наших предков.
А современный обряд открыл бег мужчин и женщин: 1 место – Дмитрий Зорин, 2 место – Яков Слепцов и 3 место – Егор Татаев. После бега бригадир стада и я провели обряд кормления огня «Рождение оленёнка» и поклонению земле, небу, солнцу. После обряда начались соревнования по метанию чаута. В этом нелегком виде соревнования 1 место занял Яков Слепцов, 2 место – Виталий Кемлиль и 3 место заслужил Андрей Слепцов.
Закрыли праздник игрой «Хомуурхапсагай» среди общины и работников Культуры. За долгую и энергичную борьбу выиграли ловкие, шустрые, быстрые, сильные хозяева этой тундры – община КРО «Нутендли». По инициативе бригадира Виталия Кемлиль мы решили проводить «Хомуурхапсагай» на каждую корализацию, так как очень понравилась оленеводам эта борьба. И для этого мы решили на следующее соревнование заказать передающийся вымпел.
После таких бурных спортивных игр мы показали небольшой развлекательный концерт. Все работники остались довольны. А мы искренне рады, что община пригласила нас на обряд «Килвэй». Таинство рождения оленёнка до сих пор сохранило свою первобытную магию, и наши хранители чукотской культуры бережно хранят этот обряд и по сей день.
Наталья КУРИЛОВА, руководитель клубного формированияЦВК «Этнос».
Перепечатка материалов – с разрешения редакции. Мнения авторов и редакции могут не совпадать.
Все рекламируемые товары и услуги подлежат сертификации и лицензированию.За достоверность рекламы ответственность несёт рекламодатель.
E-mail: info@kolym-pravda.ru
Оставить сообщение: