icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
08:48
Суббота, 27 Июля
Рекламный баннер 990x90px top

Шахадьибэ

10:31 28.07.2015 16+

О дореволюционной жизни юкагиров, кроме официальных документов царской администрации и отрывочных сведений путешественников мы можем ознакомиться только по трудам известного исследователя Крайнего  Севера В.И. Иохельсона, которой изучал юкагирский язык, фольклор и быт, будучи в ссылке, как участник экспедиции.

С целью возродить народное, традиционное творчество юкагиров, мы считаем, что целесообразно было бы провести давно забытый праздник «Шахадьибэ».

Первым исследователем фольклора юкагиров был В.И. Иохельсон, собравший обширный материал во время экспедиционных работ на Верхней Колыме в 1895-1897 г.г., тексты он записывал у юкагиров, кочевавших по рекам Ясачная и Коркодон. Эти материалы опубликованы еще в дореволюционное время. В сборник вошли 102 текста. Картины кочевой жизни ярко показаны в текстах фольклора, собранных сотрудниками юкагирской  экспедиции в 1959 году.

В.Г. Богораз - крупный ученый, фольклорист был десять лет в ссылке в Колымском округе (1890 г.), тоже занимался юкагирским фольклором. Благодаря ему мы имеем возможность ознакомиться с историей народа, вернуть прошлое в современную юкагирскую культуру. В.Г.Богораз так описывает северную природу: «Все залито алым: и небо, и тундра, и чистый нетронутый снег. Сам воздух напоен алостью. Солнце восходит, и алое мерцание сменяется блеском, жгучим и почти нестерпимым».

К моменту прихода русских и появления письменных источников, и вплоть до конца ХIХ века у юкагиров сохранялся родоплеменной строй. Весной племена тундры сходились на общеплеменные весенние торжества-игрища, по-юкагирски называемые шахадьибэ, где проводили время в песнях, плясках, играх и состязаниях. Шаманы камлали, приносили жертвы духам, воины рассказывали о боевых подвигах и промысле, для которого юкагиры строили плоты, на которых сплавалялись к устьям рек, где устраивали племенные стойбища».

Во время экспедиции в октябре 1991 г., информанты Дьячкова Е.Н., Дьячков Н.Н., Лихачев Н.М. сообщили о том, что юкагиры весной проводили праздник с песнями, плясками, соревнованиями, ярмарками. Этот праздник назывался «Тикси». После долгой, холодной, а иногда голодной зимы река освобождалось ото льда, во время пробуждения природы, начиналась рыбалка - единственное спасение юкагиров от смерти. Все собирались со всех концов в одно место и радовались, праздновали, приветствовали пробуждение природы. И мы вправе называть это мероприятие праздником юкагиров.

В настоящее время, в современных условиях этот праздник нужно провести весной, включая обычаи, обряды, а так же организовать выставку декоративно-прикладного искусства, выступление художественной самодеятельности и детских коллективов. Так же можно организовать выставку-продажу юкагирской кухни, конкурс на лучшее блюдо.Провести конкурсы национальной одежды, оформления чума. Еще можно провести конкурс на звание лучшего исполнителя народных, песен и танцев.

Во время Шахадьибэ проводились следующие обряды. Обряд очищения. При возвращении с кочевки на последней стоянке старухи проделывали очистительный или благодарственный обряд. Между двумя деревьями натягивали веревку, в которую вплетали лоскуты цветной материи, бисерные нитки и под которой проходили все члены семьи. Это обычай рассматривался информаторами, как юкагирский. Однако, наименование веревки эвенское «дельберэ». Свадебный обряд. Обряд камлания. Пели мужские и женские песни. Проводили различные игры.

Наталья КУРИЛОВА. (Фото из архива «КП»).

3387

Оставить сообщение: