icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
20:07
Среда, 15 Мая
Рекламный баннер 990x90px top

Сердечными словами родного языка

04:11 08.05.2013 16+

-- Гаврил Николаевич, вы были инициатором закона «О суктуле». Олёринский суктул на территории Нижнеколымского района работает несколько лет. Как бы вы оценили его работу, сыграло ли его создание свою положительную роль?

-- Я разрабатывал его с  Афанасием Илларионовым, заведующим юридическим отделом президента республики и позже вице-спикером парламента. К сожалению, было противодействие в принятии этого закона. Было выхолощено много положений, и фактически сейчас суктул низведён до уровня обыкновенного муниципального образования. Наиболее важные моменты из закона убрали. И не зря депутат Ил Тумэна Александр Жирков говорил тогда: жаль, не приняли закон «О суктуле» в варианте Гаврила Николаевича. Подход к суктулу должен быть, как к национально-территориальному образованию, своего рода к микронациональному району внутри района.

-- И всё-таки может ли суктул сыграть какую-то роль в сохранении и приумножении культуры, традиций и традиционных отраслей хозяйства юкагиров?

-- Это уже зависит от самих его жителей. Во-первых, надо постараться сохранить язык. Сейчас его преподают и это хорошо. Два года назад мы обсуждали в Якутске опыт и практику проведения Международного десятилетия коренных народов. Я тогда внёс девять предложений. Я говорил о необходимости адресной помощи тем КМНС, которые не имеют своей государственности (ненцы, селькупы, юкагиры и др.), о необходимости объединения таких народов, чтобы сообща ставить проблемы не только на уровне субъекта федерации, но и на уровне правительства России. Не знаю, примут ли эти предложения.

Недавно в Якутске проходила конференция по североведению. Я там выступил с докладом по юкагироведению и проблемам дальнейшего сохранения языка. Говорил о том, чтобы юкагиры планомерно занимались сохранением своего языка. Сохранится язык – сохранится культура. Школьники, молодёжь должны владеть языком на бытовом, разговорном уровне. И вновь там упомянул о необходимости оказания адресной помощи. Только это может убрать угрозу этнической катастрофы, поможет сохранить этнос.

-- Итак, одно из условия сохранения этноса – владение языком. Но если дети говорят на этом языке на уроках по его изучению, а дома со взрослыми на нём не разговаривают, то что можно с этим сделать?

-- Нужно организовать языковую среду. Я намеревался часто прилетать в Нижнеколымский район, но трудно сюда лететь четыре часа. Впрочем, постараюсь реализовать своё намерение, один-два дня в неделю собирать детей и взрослых и разговаривать только на юкагирском языке. Чтобы таким образом элементарные слова языка звучали каждую неделю, чтобы благодаря этой среде люди могли начать говорить на родном языке.

Недавно в передаче «Гевана» прозвучали приветствия в мой адрес от школьников. Они говорили на юкагирском языке. Это было очень приятно. Конечно, имеется небольшой акцент, но прогресс есть. Зачастую молодой человек, разговаривая на юкагирском языке в Андрюшкино, продолжая учёбу в Якутске, теряет этот навык. Хорошо, что есть энтузиасты в Верхнеколымском и Нижнеколымском районе, занимающиеся юкагирским языком и Министерство образования РС(Я) поддерживает эти начинания.

-- С вопросами сохранения языка немного разобрались. Но ведь надо, чтобы молодёжь продолжала дело отцов и дедов. В чём вы видите главную причину отсутствия интереса к работе в оленеводстве?

-- Зарплата маленькая. Наверное, и родители не хотят, чтобы дети работали в тундре. Это тяжёлый труд. Самое трудное – содержать оленей летом в арктической тундре. Оленеводам необходимо повысить зарплату, значительно повысить. Государство предусматривает поддержку оленеводства на уровне республики, но и на уровне районов должна быть поддержка, и тогда люди пойдут в оленеводство.

В оленеводстве Олёринского наслега был большой провал. Во многом это было обусловлено созданием нескольких общин. Люди работали с прохладцей, стали забивать оленей, проедать имевшиеся ресурсы. Поголовье оленей упало до минимума 1,5-2 тысячи голов. Потом, как мне говорили, купили оленей из «Турваургина». Нужно большое внимание уделять окарауливанию оленей, кроме того, летом бороться с гнусом специальными средствами. Нужно обеспечить оленеводов современной техникой, например, на воздушной подушке. Вопросов много. Но зарплата должна быть повышена, оленеводы должны иметь достойную пенсию. Правительство России выделяет дополнительные деньги на сельское хозяйство. Нам надо шире заниматься племенной работой.

-- Когда вы прилетаете в Черский, ездите в Андрюшкино, вы общаетесь не только с ветеранами, но и с молодёжью. Чтобы вы им хотели сказать?

-- Я могу повторить: народ без родного языка – не народ. Надо сохранять родной язык, родную культуру. И молодёжь должна активно в этом участвовать. И эта мысль также есть в моих стихотворениях.

-- Как малочисленному народу не потеряться в процессах глобализации, идущих в мире?

-- Хранить язык, интегрировать его в мир, совместно с другими коренными малочисленными народами. Сделать так, чтобы другие люди заинтересовались нашим языком.

-- Примерно год назад в районе начиналась работа по приданию нашему району статуса национального. Поможет ли эта мера коренным малочисленным народам?

-- Должна помочь. Этим занимались в разное время Тан-Богораз и Карл Лукс. Статус национального района должен помочь и юкагирам, и потомкам русских землепроходцев, и чукчам, и всем народам Нижней Колымы.

-- Не в первый раз встречаюсь с вами и отмечаю: как вы были настойчивым в постановке и решении проблем юкагирского народа, таким и остаётесь. А как ваша творческая жизнь?

-- В этом году вышла моя новая книга. Это избранные стихотворения, рассказы, литературные эссе и публицистика. Предназначены они как взрослым, так и детям. Тираж 1500 экземпляров. Наверное, книга быстро разойдётся, как это было с предыдущей книгой.

-- Гаврил Николаевич, во втором номере журнала «Полярная звезда» были опубликованы ваши стихотворения. Одно из них называлось «Исцелить этнически больных». Мне кажется, в нём сквозит боль, оно в чём-то автобиографично и говорит о вас, как о человеке, пытающемся изменить жизнь своего народа. Я прав?

-- Да это так. Это стихотворение о нас, юкагирах, о нашем малочисленном этносе. Строки говорят сами за себя: «Ведь можно исцелить этнически больного сердечными словами родного языка...»

-- Вам в этом году исполнилось 75 лет. Вы продолжаете заниматься научной, творческой, подвижнической деятельностью, где вы черпаете силы?

-- Просто надо работать. 

3552

Оставить сообщение: