16+
знач.знач.
EURUSD24/1175.81EUREUR24/1189.89
Последняя новость:

  • Реликвия старинного села

    К 375-летию села Русское Устье

    2013-07-239440

    Икона «Знамение Пресвятой Богородицы». Это одна из самых старых икон Российского государства. Она создана в первой половине 12 века, когда прошло чуть более 100 лет со дня крещения Руси князем Владимиром Святославовичем.

    Икона «Знамение Пресвятой Богородицы». Это одна из самых старых икон Российского государства. Она создана в первой половине 12 века, когда прошло чуть более 100 лет со дня крещения Руси князем Владимиром Святославовичем.

    Икона представляет собой поясное изображение Оранты - так называлось одиночное изображение Пресвятой Богородицы, без младенца на руках. На груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. Её образ представлен с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, в традиционном жесте заступнической молитвы. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна — надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. От живописи 12 века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. В начале 20 века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями, сейчас икона хранится в Софийском соборе Великого Новгорода.

    Эта икона - главная святыня Великого Новгорода и всего русского Севера. Почиталась покровительницей Новгорода. В сказании, составленном в 14 веке на основе древних источников, рассказывается, что 25 февраля 1169 во время осады Новгорода войсками суздальского князя Андрея Боголюбского икона была вынесена на городскую стену - вдруг одна из стрел осаждавших попала в левый глаз Богоматери (на оригинале иконы имеется повреждение). Икона, по словам летописца, повернулась ликом к новгородскому люду - из очей Богоматери потекли слезы. Суздальцы, пораженные этим чудом, в панике бежали, многие погибли от голода на обратном пути. Интересно, что через некоторое время смена князя на Рюрика Ростиславовича, ставленника Суздаля состоялась так же из-за голода, но уже в Великом Новгороде, после того как в неурожай Андрей Боголюбский ограничил поставки хлеба. Икона широко почиталась и в последующие столетия, став общерусской святыней. В 15-16 веках в Новгороде Великом писали иконы с изображением чуда – заступничества Богоматери. В конце 15 - начале 16 веков чудотворная икона получила наименование «Знамение» (в значении — знак милости Божией).

    В течение столетий икона многократно реставрировалась, с неё делались многочисленные копии - так называемые «списки». Копии были разного размера и отличались друг от друга деталями, способами и техникой изображения. Размер оригинала 13 с половиной вершков высоты на 12 вершков ширины, а вершок составляет 4,45 сантиметра. Другие «списки» были поменьше - размером с хорошую книгу.

    Известно, что у нас на севере Якутии русские поморы, выходцы из старых владений Великого Новгорода, основавшие село Русское Устье, тоже преклонялись пред святыней русского Севера. Ими особо почитались две иконы: «Знаменская» и «Святитель Николай» - покровитель путников и рыбаков. Основанием села официально считается 1638 год - со дня открытия землепроходцами в главе с казаком Иваном Ребровым устья реки Индигирки, хотя есть свидетельства о том, что русские селения в устьях восточно-сибирских рек уже имелись в период правления Ивана Грозного. К этому времени относят и основание первых русских поселений на Аляске.

    Несомненно одно - первые русские поселенцы появились здесь, на севере Якутии до церковного раскола, произошедшего как известно в 1654 году после поспешных реформ патриарха Никона. Устные предания не сохранили сведений о привезённых с собой иконах и других реликвиях, но наверняка они были у большой группы русских людей, которые по преданию «приплыли на 14 кочах по Голыженской протоке и остановились в устье Елони, построили они 14 домов, баню и кабак». Предания не сохранили сведений о постройке церкви или часовни или о приверженности переселенцев к старой вере или расколу. Это не мудрено, если не было между ними священников и не по расколу они бежали в это глухое место, а от гонений и произвола Ивана Грозного в период создания им централизованного Российского государства, особенно усилившегося в 1570 году, когда Великий Новгород потерял былую вольность.

    Известие о том, что в Русском Устье имелись старые иконы, мы получаем лишь из хранящегося в ЦГА РС (Я) письма священника Льва Шипицина русскоустьинскому мещанскому старосте от 26 февраля 1866 года: «В подведомственной вам часовне противозаконно хранятся ценные вещи и святые иконы. Имеющаяся при Русско-Устьинской часовне Чудотворная икона – Знаменская Богородица в серебряной под золотом ризе, которая должна быть перенесена в Ожогинскую церковь». В ответном письме от 2 мая 1867 года русскоустьинцы отказывались выполнить это указание. Известно, что через год, священник Лев Шипицин, побывавший в Русском Устье, пытался забрать старинную Знаменскую икону из церкви. Он считал, что икона очень старая и ценная и слишком велика для маленькой церквушки и её место в большом храме. Община всячески сопротивлялась передаче иконы, но священник решил самолично её вывезти. При этом с ним от волнения случился удар, видимо по-современному инсульт, он «обезножел» и велел вести его в Ожогино, но в Ерче по дороге домой умер. Но что же с иконой? Не её ли привезли с собой бежавшие от преследований Ивана Грозного новгородские переселенцы?

    Куда же потом эта икона делась и что из себя представляла. Вот что пишет о судьбе этой иконы Алексей Чикачёв: «В начале 30-х годов борьба с религией докатилась до Русского Устья. Приехал уполномоченный с наганом, самолично влез на крышу церкви и спилил крест. Затем содрал драпировку со стен храма и раздал «активистам» на рубахи. Из домов в приказном порядке велели убрать иконы. Среди местных жителей нашелся один, который икону Знаменской Богородицы приспособил вместо столешницы. Это было невероятное кощунство. Старики сокрушенно качали головами и предсказывали, что на эту семью падёт проклятье. Так оно и случилось. Умер от ожогов малолетний ребёнок, вскорости скончался отец. В последующие годы два взрослых сына утонули. Из шестерых детей никто не дожил до 40 лет».

    Практически все иконы, которые были у мещан, отобрали, увезли далеко в тундру и закопали, колокол с церкви, пожертвованный купцом Санниковым, сняли и утопили в озере. Из рассказа А. Г. Чикачёва видим, что русскоустьинская Знаменская икона была не маленького размера, раз из неё сделали столешницу – этот размер как раз соответствует размеру новгородской святыни. Как жаль, что не сохранилась она до наших дней.

    Русскоустьинцы – первые православные люди на якутской земле хоть и превержены были традициям, после изъятия икон и уничтожения Чудотворной иконы практически за 70 лет советского атеизма потеряли основы православия. Вот что пишут о них: «В ходе экспедиции 2001 года мы изучали современные религиозные представления русских старожилов Индигирки. Выяснилось, что ни верующими, ни православными эти люди себя не считают: «мы не крещёные, в церковь не ходим, ничего не знаем». Православные праздники им известны, но их празднуют, выделяя некоторым образом лишь Пасху, Рождество и Старый Новый год. Слабая сохранность христианской традиции объясняется, по нашему мнению, тем, что христианство здесь сохраняется лишь как элемент этнического самосознания, а влияние церкви было и остается крайне слабым». (Ж.К. Лебедева, О.И.Чарина, Е.А.Строгова статья в сборнике «Якутия - форпост освоения северо-востока Сибири, Дальнего Востока и Русской Америки (17-20 века)».

    Позволю себе не согласиться со всеми доводами авторов. Многие из русскоустьинцев крещеные и верующие люди, а на основе опросов нескольких десятков человек таких глубоких выводов делать нельзя, но в тоже время много в их словах правды, особенно о слабом влиянии церкви на такие отдалённые районы. Судьба маленького села тесно связана с судьбой России, со становлением и развитием её православия и государственности. В 2012 году 21 сентября мы отметили 1150-ую годовщину Российского государства, не забыть бы при этом вот такие старые русские села, бывшие форпостами становления православия и государственности. В этом году в июле будем отмечать 375 лет Русскому Устью. В наше время посреди села стоит, зияя пустыми глазницами окон, заброшенное здание старой школы, перестроенное из Ожогинской церкви (каков поворот судьбы – в неё хотели перевезти Знаменскую икону, а получилось наоборот - здание церкви разобрали и сплавили в Русское Устье!) Вот бы перестроить её обратно в церковь, освятить, пригласить туда священника. Может возродится в Русском Устье православие, которому били привержены многие поколения предков русскоустьинцев? 

    Егор ТЕЛЬНОВ.

    Рубрики:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить