16+
знач.знач.
EURUSD18/0173.55EUREUR18/0189.25
Последняя новость:

  • Горизонты развития для учителей Арктики

    2014-01-317540

    «Колымская правда» писала об учительнице начальных классов АНСОШ Марине Слепцовой – победительнице конкурса среди педагогов северных арктических районов «Лучший учитель, применяющий ИКТ в педагогическом процессе». По возвращении из Финляндии, куда она выезжала в составе группы победителей международного конкурса ЮНЕСКО, она рассказала о поездке.

    – В программу поездки входило множество встреч и конференций. Первая из них – Республиканская  научно-практическая конференция «Образовательное пространство Арктики: традиции и инновации», на котором выступила заместитель председателя правительства РС(Я) Феодосия Габышева с докладом «Развитие арктических улусов – приоритетная задача правительства РС(Я)». Заместитель министра образования Надежда Попова рассказала о проекте «Учителя Арктики: результаты реализации и перспективы», сотрудник ЮНЕСКО Наталья  Токарева – о проекте  «Умение и навыки XXI века», руководитель Международной академии «Модерн ТРИЗ» Михаил Орлов – о программе «Дистанционные технологии инновационного образования», директор ИРО и ТК – о программе «Школа Севера: векторы развития». Прозвучали и другие выступления.

    В Якутске состоялись консультации экспертов ЮНЕСКО во время конференции «Организация дистанционного массового обучения, использование ИКТ в начальном и дошкольном образовании, лекции, презентации ключевых инструментов информационного образовательного портала «Учителя Арктики». 

    Цель стажировки: ознакомление с новыми информационными технологиями в Москве и образовательными системами в Финляндии. В Москве мы посетили Институт информационных технологий образования ЮНЕСКО, где состоялась встреча с руководителем отдела профессионального развития педагогических работников и сетевого взаимодействия Александром Хорошиловым. В этом институте для нас были организованы курсы «Основные направления деятельности ИТО ЮНЕСКО. Инициативы, проекты, результаты», «Учителя Арктики, профессиональное развитие учителей на основе применения ИКТ» и другие с вручением сертификатов ЮНЕСКО. Интересным и полезным был ознакомительный визит в  в i-Школу (Центр образования «Технологии обучения»), где мы посетили открытые уроки, познакомились с организацией учебного процесса с обсуждением учебных программ и материалов, административных вопросов, принципов использования ИКТ в инклюзивном образовании.

    Перед поездкой я узнала о том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках «Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся». В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом конкурсе, но и оказалась единственной европейской страной, вошедшей в число лидеров. Тем более меня заинтересовала поездка в Финляндию. Мои ожидания оправдались.

    В Хельсинки мы выехали на поезде из Москвы вечером, а утром нас уже провели на обзорную экскурсию с посещением 2 церквей. Одна из них находится в скале. Внутри церквей стояли рождественские ёлки, звучала красивая музыка. Вечером снова в поезд и утром очутились в городе Оулу на Севере Финляндии. Как приехали, буквально с поезда нас повели на встречи. Мы нарядились в свои национальные костюмы, взяли с собой северную атрибутику и сувениры, посетили три школы и самый известный в Финляндии колледж. Образование с 6 лет, полностью бесплатное.  Дети учатся с 8 утра. Классы в школах огромные. В каждом классе есть отдельная зона отдыха с мягкими кожаными диванами и круглыми столами, с богатой библиотекой и большими современными шкафами. Даже в каждом отдельном классе своя красивая рождественская Ёлка. Что удивило, учащиеся и учителя ходят по школе босиком. Директор объяснила, что у них так положено, потому что создаётся домашняя атмосфера. В учительской, тоже огромной, нас угостили чаем с бесподобно вкусным рождественским печеньем. Учительская обеспечена по последнему слову техники. Уют создаёт большой мягкий диван с круглым столом и креслами, чуть дальше стоят овальный стол для чая, кухонный гарнитур, где учителя готовят себе еду. У каждого учителя своё рабочее место с компьютером.

    Учебный процесс довольно сильно отличается от нашего. В классах журналов нет, система оценки десятибальная. Ребёнок имеет право не выполнять домашнее задание. Ребёнок сам выбирает форму ответа: устно, письменно, рисует или в виде проекта. Экзаменов в школе нет, есть при поступлении. После окончания учёбы учащийся сам выбирает,  идти сразу работать или год поучиться для подготовки к поступлению.

    Дошкольное образование бывает платным, но в зависимости от доходов родителей. С 6 лет – полное бесплатное образование вплоть до поездки на автобусах. С 1 по 7 класс – начальная школа, с 8 по 10 – старшая с выборными предметами. 10 класс – профильный, после которого можно поступить в лицей или колледж. Если не готов поступать, можно ещё год поучиться в школе. Кроме обычной, мы посетили школу с музыкально- театральным уклоном, с ведением предметов искусства.

    Выпускники школы владеют тремя языками – финским, английским и шведским. На улицах у нас проблем не было, если спрашивали на английском, каждый нам отвечал. В одной из школ ещё русский язык изучают. Дети по желанию выбирают и другие языки. Представитель малой народности имеет право на родном саамском языке учиться в школе, в вузах – писать дипломный проект. Но к саамам нас не свозили, так как на тот момент они были очень далеко от города.

    Для нас организовали встречу с детьми, мы задавали друг другу вопросы. Мы научили их считать до десяти на якутском языке, исполнять на русском песню «В лесу родилась ёлочка». А нам на финском изобразили песню «Весёлый паучок». В школах получился своеобразный обмен сувенирами. В колледже мы организовали хоровод дружбы с преподавателями с якутским осуохаем, юкагирским лохогануйли, эвенским сээдьэ и эвенкийским танцем. Осуоахай и лохогануйле исполнила я, так как другие из наших не знают слов и мелодии. Финским зрителям понравились наши песни и танцы. Я добавила песни об Андрбшкино, показала видеоклип о селе и школе. Переводчица, русская девушка Иляна Катана живущая в Финляндии, сказала, что она получила такой заряд позитива, как будто на Севере и в России побывала. «Тоскуя по родине, я ощущала, что мне чего-то не хватает. Оказывается, мне не хватало вашего драйва, вашего солнечного танца, – поделилась она с нами своими впечатлениями. – Самый классный народ – якуты! Удивительные, душевные люди, в которых столько солнца и тепла, что можно обогреть всю ледяную Арктику. Вероятно в этом секрет выживания в тяжелых климатических условиях Крайнего Севера».

    В колледже, где мы побывали, обучают множеству профессий, но на всю Финляндию это учебное заведение славится тем, что выпускает высококвалифицированных водителей. Для этого есть все условия – огромная территория, как для какого-нибудь завода-гиганта, оборудование, техника, транспорт, просторные ангары, где производятся все виды ремонтных работ. Экраны тренажёров для водителей, как в 4-D, будто едешь по городу с интенсивным движением, с пешеходами. При таком обеспечении делается упор в первую очередь на практику: пока не научат ремонтировать автотранспорт, на улицы не выпускают. В этот колледж приезжают учиться со всей Финляндии. Студенты лицеев и колледжей сами выбирают темп обучения от двух до четырёх лет, а главное в нём – та же практика.

    В Оулу мы побывали в Физико-математическом музее, где разные технические изобретения можно потрогать. В музее мы узнали, что Финляндии жил самый высокий в мире человек ростом 272 см.

    Высший инспектор по образовательной деятельности Ханна-Мари Сарлин пригласила нас к себе в Губернское правление, куда мы снова нарядились в национальные костюмы. Я подарила фотоальбом о нашей школе, книги об Олёре и оленеводе Татаеве, сувенир – куклу в долганской одежде, электронное пособие на юкагирском и эвенском языках. Инспектор сказала нам, что главная задача образования: научить учиться учиться. Если появляются проблемы, решить их, пока не выросли в большие. Коррекционные классы есть, в них дети учатся, пока не решат вернуться в свои классы. В коррекционных классах преподают по два-три педагога. Встреча была тёплой, интересной. На память осталось фото профессионального фотографа на сайте образования города Оулу.

    В городе Рованиеми мы посетили Арктикум – научный центр и музей с театром Северного сияния. В музее можно познакомиться с природой Арктики, с жизнь коренных народов в водовороте перемен. Нам показали легенду о финской лисице и небесном футболе иннуитов с моржовым черепом, в котором рассказывается о природе и народах Севера. В Лапландии мы побывали в резиденции Санта Клауса, вручили ему сувениры, письма. Не ожидала, что встретимся с финским Дедом Морозом – Йоолопук, но благодаря переводчице написала письмо от своего 1 класса. Санта Клаус сказал, что был в Якутске, встречался с нашим Чыыс Ханом, что в Якутии живёт очень добрый народ, несмотря на холод, что у нас очень вкусная еда. Он поздравил детей Якутии с Новым годом, мы сделали видеозаписи для наших учеников.

    Впечатления остались самые прекрасные от встреч с приветливыми, позитивными людьми. Большое спасибо всем, кто помог осуществить эту полезную поездку в Финляндию. 

    Лариса ГАБАЙДУЛЛИНА.

     

    Рубрики:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить