16+
знач.знач.
EURUSD14/0475.68EUREUR14/0490.54
Последняя новость:

  • Нашему музею - 20 лет

    Музей при Андрюшкинской школе отмечает юбилей

    2014-04-1511370
    Нашему музею - 20 лет

    Краеведческий музей при Андрюшкинской национальной школе открылся ровно 20 лет назад – 23 марта 1994 года. Основателем и руководителем все эти годы был Алексей Николаевич Ягловский. Человек поистине патриот своего северного края.

    Вот как он вспоминает те годы: «Начинали с пустого места, с идеи, которую надо было материализовать в виде стендов с документами и экспонатами, рассказывающими о нелегких буднях и достижениях жителей этого затерянного в бескрайних тундровых просторах посёлка, сумевших, несмотря на оторванность от «Большой земли», не остаться в стороне от богатой событиями жизни страны, о природе края с её разнообразным и животным миром, палеонтологическими ценностями.

    Собирали экспозиции, как говорится, всем миром. 25 экспонатов прислали из музея имени Е.М. Ярославского (передвижная выставка). Учителя подбирали для музея фотоматериалы, документы, имеющие познавательную и историческую ценность, орудия труда и предметы быта. Не отставали от педагогов и жители наслега. Они подарили музею наиболее ценные экспонаты, помогли оформить музей и изготовить все макеты. И, конечно же, школьники, для которых собственно и задумывался музей, принимали самое активное участие: они не только разыскивали экспонаты, но и, с согласия родителей, оказывали посильную денежную помощь.

    Трудность при сборе материалов определённой тематики в местах, где жили кочевники-северяне, заключалась в том, что они не хранят малоценные по времени вещи, всё у них было подчинено сокращению груза по весу и объёму при перевозке. Несмотря на это, многие жители Андрюшкино и других населённых пунктов помогли собрать необходимый материал для полного показа истории Олёринского края в экспозициях музея. Многие экспонаты ценны и уникальны. Особой благодарности заслуживают спонсоры, выкупившие для музея много ценных экспонатов, особенно изделий из кости мамонта. Без их поддержки и финансовой помощи музей не смог бы работать и развиваться».

    На сегодня наш музей – живой, развивающийся организм. Его фонды постоянно пополняются новыми экспонатами, систематически обновляются экспозициями. В музее находится более 2000 экспонатов. Основной фонд музея весьма разнообразен – это памятники духовной и материальной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии, палеонтологические памятники – рог бизона, шерстистого носорога, бивни, зуб мамонта и т.д.). Разнообразен по составу и вспомогательный фонд музея. Это макеты, карты, схемы, тематические рисунки.

    Работа в музее организована на основе самоуправления, которую направляет Совет музея, состоящий из учащихся разного возраста. Привлекая актив учащихся, Совет направляет собирательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музея; проводит экскурсии, тематические мероприятия, оказывает содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно-воспитательном процессе, участвует в организации школьных экспедиций, научно-исследовательских работ.

    На базе музея проводится много интересных и значимых мероприятий: тематические устные журналы, встречи с ветеранами тыла и труда, с учащимися Среднеколымского улуса, уроки мужества, презентации книг А.Н.Ягловского.

    Актив собрал немало материалов и сведений, подлинных материалов, воспоминаний старожилов. При этом ими обращалось большое внимание на самое тщательное выяснение исторической достоверности собираемых документов и воспоминаний, определение их учебно-воспитательной значимости.

    Не менее насыщенной является работа музея вне школы. Алексей Николаевич совместно с учителями, учащимися, родителями организовывал краеведческие экспедиции, походы по разработанным туристическим маршрутам, в ходе которых не только пополняются архив и фонды музея, но и пополняются знания и навыки учащихся по изучению истории родного края, памятных мест наслега. С 1998 года наша школа сотрудничает с топонимо-экологическим лагерем «Ыллык» («Тропа») с. Аргахтах Среднеколымского улуса. Проведены четыре совместные экспедиции по Алазее. Собран богатый материал – гербарии растений низовья Алазеи, причудливые по форме камни и т.д. Проведены лабораторные работы по снятию пробы воды и почвы для сравнения (как изменяется состав воды и почвы с верховья Алазеи до её устья). Итоги экспедиций подводятся на «Круглых столах».

    В музее 20 разделов: «История посёлка», «История школы», «Люди-главная гордость андрюшкинцев», «Андрюшкинцы-долгожители», «Орудия труда, охоты, предметы быта» «Палеонтология», «Отдел боевой и трудовой славы», «Флора и фауна», «Спортивные достижения», «Уголок Советов», «Уголок Пионерии», «Иностранные гости», «Национальная культура», «Альбомы и документы», «Животный и растительный мир края», «Народные ремёсла», «Монеты», самыми ценными разделами являются разделы «Родословные жителей села»  и настоящая во весь рост яранга - жилище оленеводов, в полном комплекте. 

    Хочется остановиться на разделе «Родословная». Пополнение фондов музея, систематизация экспонатов не исчерпывает исследовательской работы. Ягловским А.Н. при активной помощи населения составлены родословные большинства родов наслега. Проследить их было довольно сложно, поскольку документирование данных о рождениях, браках велось с начала 19 столетия. Но и они не отличались полнотой, были из-за утерь обрывочными и фрагментарными. Так что практически каждую родословную приходилось восстанавливать, опираясь на записи воспоминаний старожилов, сделанные информаторами в 1970 г. Но дело того стоило. Ведь никто не хочет быть «Иваном, не помнящим родства». Все интересуются своими корнями. Знание своего родословного древа – не пустой интерес. Оно имеет великое воспитательное значение, особенно для молодёжи, поскольку не даёт  права уронить честь и достоинство своих предков, заставляет быть похожими в делах и поступках на своих отцов, дедов, прадедов.

    Географию мест, откуда приезжали люди к нам в село, можно проследить по записям в Книге отзывов. Эта книга сама по себе служит материалом для проведения уроков, т.к. в ней представлены автографы отечественных и иностранных учёных, министров, руководителей крупных предприятий республики, депутатов, туристов в каждом из которых интересные наблюдения, мысли, пожелания.

    Музей несколько лет сотрудничал с иностранными учёными. В музее побывали учёные из Японии, Голландии, США. Посетили музей иностранные гости и туристы.

    А.Н. Ягловский говорит: « Школьный краеведческий музей по размерам и масштабам деятельности, конечно же, не может сравниться с музеями крупных городских центров. Разные возможности. Но его значимость для жителей наслега не меньшая, чем, скажем, Музей истории Москвы для москвичей. Ибо делают они одно дело: экскурсии, уроки по определённым программам, подготовка школьников к различным конкурсам, олимпиадам на основе материалов музея, этим они удовлетворяют познавательный интерес, повышают любознательность, формируют внутреннюю культуру молодого северянина, воспитывают в нём патриота и гражданина своего замечательного края, своей Малой и Большой Родины».

    Я с ним согласна. Действительно, наш музей является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной работе школы, центром образовательного пространства, играет огромную роль в воспитании у юных андрюшкинцев такие качества, как чувство патриотизма, любовь к родной северной земле,способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Главное, что даёт музей – это духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня. Учит любить свои корни, гордиться трудовыми подвигами земляков и брать с них пример. Помогает школьнику прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живёт, что он оставит своим потомкам.

    Благодаря музею в школе решается важная педагогическая проблема – связь обучения с жизнью. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, об его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе, земле, уважении к традициям своего народа.

    За большую проделанную работу при создании краеведческого музея и налаженную по всем требованиям музейного дела, за научно-исследовательскую и фондовую работу нашему музею в марте 2003 года было присвоено звание «Школьный музей №26».

    Екатерина Винокурова, АНСОШ.

    Рубрики:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить