16+
знач.знач.
EURUSD14/0475.68EUREUR14/0490.54
Последняя новость:

  • Русское сердце Арктики

    2015-05-297000
    Русское сердце Арктики

    В 1638 году русскими казаками отряда Ивана Реброва на реке Индигирка было основано старинное село Русское Устье. Это село, одно из славных страниц истории развития Русского Севера, знаменито ещё тем, что здесь в 1930 году родился Алексей Гаврилович Чикачёв, историк, краевед, почётный гражданин Аллаиховского и Нижнеколымского районов. Малая родина для Алексея Чикачёва стала смыслом жизни, вместив в себя надежды и радости, горечи и печали. Алексея Чикачёва по праву называют полярным Дон Кихотом, который за свою жизнь добился того, чтобы жители Русского Устья и Походска не потеряли хранимый столетиями быт, уклад, язык, самобытную культуру.

    «Мудрый летописец Арктики».

    А.Г.Чикачев, историк и краевед в своих произведениях сумел увековечить память о Крайнем Севере, своей малой родине, о земляках-северянах Он автор книг «Русские на Индигирке», «Краеведческие очерки», «Сын тундры», «Походск», соавтор книг «Фольклор Русского Устья», и др. Все эти прекрасные произведения–об истории нашего Колымо-Индигирского края.

    О Русском Устье, старинном поселении в низовьях Индигирки, написано немало.  Есть сборники и книги, об этом уникальном поселении. В 1988 году жители Русского Устья отметили 350 летний юбилей своего села. Одним из главных событий  праздника стало открытие памятника русским землепроходцам и полярным мореходам. В памятник была заложена капсула с письмом  к потомкам, которое они должны вскрыть через 50лет, в июле 2038 года  в день 400-летия села. Русское Устье – это «заповедник старинной русской культуры», настоящий «фольклорно-этнологический феномен». Сейчас Русское Устье – это современный посёлок с развитой инфраструктурой, школой, больницей, детским садом, почтой и другими административными объектами.

    Алексей Чикачев - автор книги о старинном русском селе Походск. Село Походск  и Русское Устье и – «родные братья», с едиными корнями и одинаковой судьбой. Общность языка и культуры заброшенных в страну льда и снега русских людей, способствовало их удивительной национальной устойчивости. Походчане, и русскоустьинцы и внешне похожи: в меру скуласты, глаза с раскосинкой, в основном они брюнеты, но в каждом из них неизменно проглядывается что-то славянское. Село дважды испытало на себе судьбу так называемой «неперспективной деревни». Основное занятие походчан – охота и рыбалка. Основным продуктом питания в Походске была и есть рыба. Рыбу вялят, солят, делают юколу, из икры пекут лепёшки. Особым  лакомством считается варёная рыба с морошкой. Походские  женщины дошли до такой степени виртуозности, что умеют делать пироги, не употребляя муки. Рыбная ловля на реках и озёрах идет практически круглый год. Конечно, употребляется здесь в пищу и мясо, и масло, и другие продукты, но основным блюдом, здесь по-прежнему остается рыба. Если спросить любого походчанина, согласен ли он в изобилии иметь все, но отказаться от рыбы, то в ответ незамедлительно услышишь: « Как можно! Без рыбы что за жизнь? Нет, без рыбы я живой не буду». К слову походчане не только охотники и рыбаки, многие из них, получив специальное образование, работают в различных отраслях народного хозяйства в родном селе, в Якутии и в городах России. И все они по-сыновьи любят свою суровую, но родную «Колымскую землицу» у самого студёного моря. Походск невозможно представить без песни. И только здесь можно услышать своеобразные мелодии, в которых слышатся  отголоски протяжного напева северных народов, в которых « лихачит»  казацкая удаль и русская широта души. Их фольклор включает бытовые и мифологические рассказы о духах-хозяевах, лирические песни, припевы в хороводе, старинные казацкие песни, частушки и танцы. Особое место занимает обрядовая святочная песня «Виноградье» и танец «Рассоха». Издавна вызывает интерес у исследователей  походский говор - «сладкоязычие». Как утверждают исследователи, появилось оно здесь в результате влияний  на говор русских сторожилов  юкагирского языка. На сегодняшний день, походский диалект, хоть и имеет большие изменения, но сохранился. Походск на сегодня – современный посёлок, дома с центральным о В 1991 году был образован совхоз « Походский». Сейчас в Походске проживает около трехсот человек. Это современное, развивающееся поселение с развитой инфраструктурой и объектами соцкультбыта

     Алексей Чикачев также автор сборника «Краеведческие очерки», в который  вошли рассказы о людях, внесших в разное время достойный вклад в экономическое и культурное развитие Колымо-Индигирского края. «Индигирка…Колыма…Заполярье…Богом забытая землица, «предел жизни», «белое безмолвие».

    Нужны ли рассказы о прошлом этого края, о людях? Да, необходимы, пока есть опасность потери традиций, духовности, отрыва от корней своих. Ныне многие, говоря о прошло нашей страны, видят лишь негативное. Народ же хочет знать историю такой, какой она была на самом деле – без охаивания и прикрас. Достижения человечества – это творение людей, которых  нет уже с нами. Но память о них не должна быть предана забвению. Наши предки сумели сделать многое и главное, что им удалось – они сохранили «костёр жизни» для будущих поколений. Говорят, что в истории нет и  не может быть мелочей, случайных событий и лиц. Потому мы и должны иногда заглядывать за дымку времени. Так думал и делился своими мыслями автор сборника в очерках «Сколок старорусской культуры», «Когда же была открыта Аляска?», «Американцы на Нижней Колыме», «Здравствуй друг!», «На собаках до Парижа…».

    Сын тундры

    «Далеко на Севере между реками Колымой и Чукочьей раскинулась широкая равнина. Это Халарчинская тундра – родина западных чукчей, людей трудолюбивых, выносливых, любящих свою северную природу», так начинается «Сын тундры»,очерк о Николае Ивановиче Таврате, ярком представителе чукотского народа, общественном деятеле. Алексей Чикачев пишет: «Таврат обладал природным умом и любознательностью, много читал. Неплохо разбирался в русской классической литературе, дружил со многими учёными, писателями и журналистами. С ним можно было поговорить на любую тему: о судьбах северян, об оленеводстве, о прошлом и настоящем северного края. В нём, рождённом и воспитанном бескрайними просторами тундры, постоянно жила величественная простота тундры, этого загадочного мира без начал и конца. В нём постоянно жила единость с окружающей природой, она ему изначально была задана. Причём, эта неразрывная связь с тундрой у Николая Ивановича Таврата не была окрашена в яркие эмоциональные тона, от него никогда не было слышно высокопарных или злых слов о природе, о тундре.  Его любовь не была броской, кричащей». Алексей Чикачев, работая над очерком «Сын тундры» взял в соавторы более полутора десятка людей,  лично знавших Николая Ивановича Таврата.

    «На жизнь свою, смотрю я благодарно…»

    «На жизнь свою я оглядываюсь с благодарностью, - говорил Алексей Гаврилович Чикачев. Она подарила мне любимую работу, надёжных друзей, товарищей. Жизнь подарила верную, любимую и любящую супругу – Валентину Николаевну, в которой воплотились все лучшие черты характера русской женщины – жены, матери, сестры, дочери, свекрови, бабушки». В любви и согласии мы живем уже более пятидесяти лет». В Русском Устье родились и выросли сыновья Чикачевых -  Игорь и Святослав.

    Очерки, рассказы, работы по краеведению Алексея Гавриловича Чикачева, в основном, небольшие по объёму, но глубоки, интересны и познавательны по содержанию. Автор с душой и любовью пишет об истории и культуре своих сородичей. Его по праву можно назвать просветителем русского народа, раскрывающего старинную русскую культуру. К сожалению, Алексея Гавриловича Чикачёва нет уже с нами, но есть его произведения, есть  наша память об этом замечательном человеке, патриоте и защитнике своей малой родины. 

    Татьяна Оконешникова, директор МКУ «НРЦБС». 

    Рубрики:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить