icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Якутское время
20:56
Четверг, 2 Мая
Рекламный баннер 990x90px top

Открытый сердцем человек

07:51 11.08.2015 16+

У подножия невысокой сопки «Экэ Масхэн», что в переводе с чукотского означает «Худой холм», в приземистой яранге, в жилище Лелекея, родился третий сын - Таврат, что означает сильный, умный, полезный людям. Родился продолжатель рода, кормилец. Ещё до его рождения родителям предрекли, что в сына вселится дух священной чайки, которая всё лето кочевала с их стойбищем, потому что у неё было переломано крыло. Чукчи оберегали чаек, считая их санитарами тундры.

Отчий дом Таврата был необычен. Он стелился на тысячи километров, в нём летом было просторно цветам и птицам, зимой - снегам и ветрам. И нет, пожалуй, места на Земле, где бы человек так тесно не был связан с природой, как в тундре. Среди этого беспредельного пространства снегов прошли детство и юность Таврата. В десять лет его отдали в школу, где первому учителю Николаю Пантелеймоновичу Котельникову пришлось придумывать ребятам имена, и прозвища, которые превратились в фамилии. Так, в Халарчинской тундре появился юноша Николай Таврат. Детей в школе приобщали к русской культуре, языку. Они впервые узнали о Пушкине, часами могли слушать рассказы другой, малопонятной им жизни, о поездах (больших ярангах).

В 1940 году Николая избирают счетоводом колхоза. Пришлось недавнему пастуху осваивать новое, непривычное для него дело. Разъезжая по тундре, Таврат помогает ликвидировать неграмотность, работает пропагандистом, ведёт большую работу по налаживанию оленеводства, повышению его продуктивности. В эти годы Николай Иванович прошёл превосходную школу под руководством старших товарищей – Слонимского, Козьмина, Мельгайвач, Шкулёва и многих других. Именно под влиянием этих людей он формировался как руководитель, получил навыки организаторской работы, умение работать с людьми, расширил общеобразовательный кругозор.

В годы Великой Отечественной войны Таврат разъяснял людям политическую сложность времени, организовывал сбор средств. Как и многие тундровики, он мечтал уйти на фронт. Но ему не позволили этого сделать: «Ваш фронт здесь, в тундре». Люди тундры проявили себя истинными патриотами, всеми силами стараясь укрепить оборонную мощь Родины: рыба, мясо, пушнина - всё отдавалось фронту. Именно  в годы войны, в 1943 году, Николай Иванович встретил свою весну, свою судьбу - Александру Прокопьевну, с которой прожил долгую жизнь - 43 года, вырастив двоих детей: сына и дочь. В том же году его переводят работать в райком комсомола Нижних Крестов. Далее избирают председателем колхоза «Турваургин». С 1947-го по 1955 годы  в колхозах Нижней Колымы закладываются научные основы ведения оленеводства, организатором которых был Таврат.

В 1961 году его назначают директором самого крупного в республике оленеводческого совхоза «Нижнеколымский», награждённого в 1966 году переходящим Красным Знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС и первым призом на ВДНХ СССР. 1965 год для Николая Ивановича стал значительным: его избирают председателем исполкома Нижнеколымского районного Совета народных депутатов. Эта должность дала ему возможность изъездить вдоль и поперёк огромный Колымо-Индигирский край, глубоко узнать проблемы Севера. Он умел подбирать себе помощников, на которых мог сполна положиться. Это Алексей Слепцов, Пётр Серкин, Юрий Гудебский и другие заместители, которые в разное время работали с ним. Его природная мудрость, открытость и принципиальность притягивали к себе людей. Он одинаково был близким и нужным человеком для тундровиков - чукчей, эвенов, русских, для всех, кто трудился в Нижнеколымском районе, да и не только в нём… Его приглашали во многие районы республики. Выступления Таврата были актуальны, интересны, поучительны и необходимы.

Корреспондент газеты «Неделя» Леонид Капелюшный в 1983 году записал беседу с Тавратом. Один вопрос, заданный Николаю Ивановичу, мне показался самым интересным: «Говорят, каждый должен найти своё место в жизни. Что вкладываете Вы в это понятие? Считаете ли, что полностью использовали свои возможности?». На что Николай Иванович ответил: «…Своё место в жизни - что место не только для себя. Сознаюсь, чем бы я ни занимался последние сорок лет своей жизни, мне всегда хотелось уйти в тундру оленеводить. Конечно, никто меня не принуждал руководить колхозом, возглавить районный Совет народных депутатов. Но люди верили, избирая меня, что я сумею сделать что-то для общего блага».

Авторитет Николая Ивановича был велик. «Побольше бы таких…» - отметил Алексей Николаевич Косыгин, Председатель Совета Министров СССР, посетив нашу республику в 1973 году. Труд Таврата был отмечен высокими  правительственными наградами: орденами Октябрьской революции и «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», почётными грамотами РСФСР и ЯАССР. Ему было присвоено почётное звание «Заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР».  В память о славном сыне чукотского народа - его именем назван ювелирный алмаз весом  94,10 карата.

Это был простой, без неуёмной гордыни и амбиций, открытый сердцем человек. Его натуре были присущи цельность и неповторимость, скромность и достоинство, острый ум и твёрдая воля. Он знал и понимал тундру, но его любовь к ней не была кричащей. Человеку, знакомому с тундрой, легко понять характер Николая Ивановича. Причина поразительной жизнеспособности Николая Ивановича кроется в осознании им природы как постоянного источника высших жизненных начал для людей. Ради этого он не жалел ни сил, ни здоровья.

Татьяна Оконешникова, директор Нижнеколымской библиотечной системы.

4631

Оставить сообщение: