16+
знач.знач.
EURUSD23/0561.26EUREUR23/0572.24
Погода за окном:
Последняя новость:

  • Мирное и огненное небо Владимира Седляревича

    Иван Негенбля

    2015-08-183950
    Мирное и огненное небо Владимира Седляревича

    Одним из самых крупных авиапредприятий Якутии в середине 60-х годов прошлого века был Нижнеколымский объединённый авиаотряд (ОАО), а руководил им В.А. Седляревич — активный участник Великой Отечественной войны. О нём и пойдет речь в этом очерке.После окончания семилетки, а потом ФЗУ Владимир Седляревич с 1931 года трудился кузнецом на одном из заводов Одессы и учился в вечернем техникуме. Получив там специальность техника-краностроителя, два года работал техником-мастером. Тридцатые годы — время повального увлечения молодёжи авиацией, не обошла стороной эта «болезнь» и Владимира Седляревича. В 1934-37 годах учился в Батайской авиашколе ГВФ, а после успешного её окончания он, пилот 4-го класса, в ноябре 1937 года был направлен в 216-й авиаотряд спецприменения Украинское управление ГВФ1, где работал пилотом, командиром звена, зам. командира отряда, командиром отряда. Работал он хорошо, был награждён престижным знаком «Отличник Аэрофлота».А потом началась война, и совсем другие грузы пришлось возить гражданскому летчику.

    Героическая оборона Одессы

    С первых дней войны авиаотряд группы ГВФ Приморской армии, состоящий из самолётов У-2 и СП, под руководством В.А. Седляревича обслуживал части ВВС Приморской армии и Одесского оборонительного района (OOP). Личный состав отряда выполнял работу всегда в срок и с большим желанием, несмотря на опасность боевой обстановки, к чему способствовал своим примером командир отряда. Кроме переброски людей, медикаментов, боеприпасов и другого имущества отряд, будучи в осаждённой Одессе, нёс и боевую работу в тяжёлых ночных условиях, производя взлёты и посадки без освещения аэродромов1.

    К августу 1941 года немецкие войска вышли к Днепру на участке от Кременчуга до Херсона. В тылу вермахта осталась сражающаяся Одесса. Для обеспечения оборонявших её войск воздушной связью и разведданными из состава Юго-Западной особой авиагруппы ГВФ был выделен специальный отряд самолётов У-2 и лётчиков-добровольцев под командованием В.А. Седляревича.

    В дни оборонительных боёв за Одессу лётчики отряда, базируясь в городе, в тесном контакте с ВВС ежедневно вылетали к линии фронта и доставляли командирам на поле боя оперативные распоряжения и приказы командования оборонительного района, а возвращаясь, докладывали штабу о боевой обстановке на различных участках2.

    5 августа 1941 года на базе Одесского авиаотряда был создан 69-й отдельный авиаполк ГВФ. Одну из его эскадрилий возглавил В.А. Седляревич. Многое сделали Владимир Алексеевич и его подопечные за 73 дня героической эпопеи обороны Одессы, выполняя ежедневно по 6-7 боевых вылетов. Вот только одна эпизод из боевой биографии одесских авиаторов.

    «В первые дни обороны города-героя, когда фронт проходил в 30-40 километрах от Одессы, лётчики ГВФ выполняли задания по связи штаба OOP с частями передовой линии. Когда же фронт приблизился вплотную к городу и связь с передним краем стала поддерживаться по телефону, перед экипажами У-2 были поставлены новые задачи: разведка.

    Командованию OOP стало известно, что в городе действовали вражеские сигнальщики, которые световыми сигналами наводили гитлеровские самолёты на штаб OOP, морской порт и другие военные объекты. Перед лётчиками из полка ГВФ была поставлена задача: во время ночного налёта противника установить места, откуда подаются сигналы. Выполнить это боевое задание взялся сам комэск, прекрасно знавший Одессу.

    И вот, когда город содрогался от бомбовых ударов, когда прожектористы ловили в скрещение лучей силуэты «юнкерсов», когда зенитчики били по вражеским машинам изо всех стволов, доведя плотность огня до предела, на самом нижнем эшелоне этого небесного ада летал над Одессой В. Седляревич и искал световые точки. Он точно установил улицы и дома, из дымовых труб которых подавались сигналы, В результате его подробнейшего, обстоятельного доклада город-герой был немедленно, в считанные часы очищен от коричневой нечисти»1.

    Наряду с воздушной разведкой экипажи авиаотряда, летая на тихоходных неприспособленных для этого самолётах У-2, сбрасывали бомбы на артиллерийские батареи и войска противника. Первые бомбы выбрасывались из самолёта вручную, затем техсо-став дооборудовал эти машины бомбодержателями, превратив их в ночные лёгкие бомбардировщики, сыгравшие заметную роль, особенно в начальный период войны.

    За время тяжкой военной работы в осаждённом городе-герое экипажи, возглавляемые В. Седляревичем, совершили 476 боевых вылетов, уничтожили несколько батарей врага, штаб большого соединения румынских войск...

    За самоотверженную работу и хорошее руководство отрядом приказом командующего войсками Одесского оборонительного района контр-адмирала Г.В.Жукова 7 октября 1941 года В.А.Седляревич удостоен первой боевой награды — ордена Красной Звезды2. Несколько позже «за успешное проведение работ по обслуживанию Одесского оборонительного района и личное участие в боевых операциях» капитан В.А. Седляревич Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года был награждён вторым орденом Красной Звезды3.

    В связи с осложнившейся обстановкой на Южном фронте и необходимостью усилить оборону Крыма, после 70-дневной героической обороны Одессы, 16 октября её защитники были организованно эвакуированы. На другой участок фронта перебазировался и авиаотряд ГВФ, где и соединился со своей группой.

    За мужество и стойкость при защите Одессы авиаотряд В.А. Седляревича, единственный среди авиаподразделений ГВФ, награждён медалью «За оборону Одессы».

    На Северном Кавказе

    В дни ожесточённых сражений на Волге развернулись бои и на Северном Кавказе, куда в июле 1942 года была перебазирована Юго-Западная авиагруппа ГВФ особого назначения. В период упорных боёв в предгорьях Кавказа на 2-ю эскадрилью авиагруппы, возглавляемую В.А. Седляревичем, возлагалось оказание помощи 37-й армии, штаб которой располагался в Мухоле.

    Началась серьёзная подготовительная работа, предстояло летать в горах. Эскадрилью впервые укомплектовали штурманами. Тщательная подготовка позволила лётному составу с честью выполнить все боевые задания.

    Немало мастерства авиаторы проявили при переброске боеприпасов и продовольствия окружённым частям 37-й армии. Утром 29 октября семь самолётов СП вылетели в первый такой рейс, применяя обычный уже во фронтовых условиях режим бреющего полёта. Но, не долетая до цели, самолёты подверглись интенсивному обстрелу зенитной артиллерии противника. И только двум самолётам из группы удалось выполнить задание. Один самолёт был сбит и упал на территорию, занятую противником. После этой неудачи штурманы отрядов предложили вместо бреющего полёта летать над облаками, а при встрече с истребителями противника сразу же уходить в облака. Так и делали. Новая тактика себя оправдала полностью.

    В октябре Юго-Западная авиагруппа начала воздушную разведку, осуществляла связные полёты в интересах действующих частей 4-го и 5-го конных корпусов генералов Кириченко и Селиванова1.

    В ходе боев за освобождение от немецко-фашистских захватчиков Северного Кавказа материально-техническое обеспечение наших войск на Таманском полуострове осуществлял 9-й отдельный авиаполк ГВФ. Хорошо зная, какое огромное значение имеют для бойцов каждые снаряд, граната, автоматный диск, авиаторы довели загрузку самолетов У-2 до 300 кг. Пилотирование перегруженных машин требовало высочайшего мастерства, четких, безошибочных действий. Но экипажи сознательно шли на оправданный боевой целесообразностью риск.

    В аттестации и.о. командира 2-й транспортно-бомбардиро-вочной эскадрильи 9-го отдельного авиаполка (ОАП) В. А. Седляревича к утверждению его в должности, подписанной 28 ноября 1942 года командиром полка подполковником И. Я. Сегединым, читаем, что «за 11 месяцев 1942 года эскадрилья тов. Седляревича налетала 6853 часа, перевезла спец. пассажиров — 3990 человек, перевезено спец. грузов 73 тонны, в том числе боеприпасов — 2,5 тонны».

    Прошло три месяца и, представляя 19 февраля 1943 года капитана В.А. Седляревича к ордену Отечественной войны 2-й степени, командир 9-го ОАП подполковник И.Я. Сегедин писал, что «в ноябре-декабре 1942 года эскадрилья под командованием тов. Седляревича выполнила важнейшее боевое задание командования 4-й воздушной армии по обеспечению связи и доставке боеприпасов, горючего и медикаментов частям 37-й армии, оказавшимся в окружении. Несмотря на сложные условия полетов, эскадрилья обеспечивала связь с 37-й армией до полного выхода её из окружения и перевезла частям этой армии 5480 кг боеприпасов, 2735 кг прочих грузов. Лично тов. Седляревич выполнял самые сложные боевые задания и служил примером бесстрашия и мужества в боевой обстановке, воспитывая в этом духе весь личный состав эскадрильи»1.

    Позднее Владимир Алексеевич воевал на Центральном фронте и, наконец, попал под Орёл. Здесь в марте 1943 года из двух боевых и одной санитарной эскадрилий был сформирован 13-й отдельный авиаполк ГВФ (командир полка А.П.Золотов). Полк подчинялся 15-й воздушной армии, которая действовала на Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. Вначале полк имел 30 самолётов У-2 и 20 санитарных самолётов С-2. А в начале 1944 года в полк влился транспортный авиаотряд самолётов С-47 и Ли-2. Боевое крещение полка состоялось весной 1943-го на Белгородско-Курском направлении, полётами к партизанам Брянщины.

    22 июня 1944 года командиром 13-го отдельного авиаполка ГВФ стал В.А. Седляревич2. С первых дней его командирства полк выполнил работу, вписавшую яркую страницу в историю Великой Отечественной войны. Вот строки из представления В.А. Седляревича к ордену Отечественной войны 1-й степени: «Выполняя задание ЦК ВКП (б) по эвакуации детей и матерей из немецкого тыла, в июне-июле 1944 года майор Седляревич организовал полёты самолётов своего полка с максимальной загрузкой и с использованием коротких летних ночей. Сам лично непрерывно руководил работой лётчиков, прокладывая маршруты и инструктируя личный состав. Лётчиками полка тов. Седляревича за это время было освоено семь новых посадочных площадок.

    За июнь и 10 дней июля полк успешно выполнил 347 самолётовылетов с посадкой у партизан, налетав 1150 часов без единой аварии или возврата самолётов, и вывез из тыла противника 1571 ребёнка, 97 многодетных матерей и 105 раненых партизан. За этот же период самолётами полка перевезено партизанам 50 тонн боевого груза, что дало им возможность перед соединением с наступающими частями Красной Армии провести ряд крупных боевых операций и нанести противнику очень чувствительный удар»1.

    Самоотверженные действия авиаполка по обеспечению боевых действий партизан Калининской области получил высокую оценку. Почти весь личный состав — пилоты, инженеры, техники, сержанты и солдаты наземного обеспечения были награждены медалями «Партизан Великой Отечественной войны» 1-й и 2-й степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года «за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» полк был награждён орденом Красного Знамени и преобразован в 97-й Краснознамённый отдельный авиационный полк ГВФ2.

    К февралю 1945 года грудь героя нашего очерка украшали два ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медали «За оборону Кавказа», «Партизан Отечественной войны» 1-й степени, «За оборону Одессы» и «За боевые заслуги». В это время начальник штаба 15-й воздушной армии генерал-лейтенант авиации А.А.Саконин, представляя командира 97-го отдельного Краснознамённого авиаполка ГВФ майора В.А. Седляревича к ордену Красного Знамени писал: «После последнего награждения, руководя полком, умело обеспечил выполнение 2927 заданий с налётом 7428 часов. При этом было перевезено 4496 тонн военных грузов, эвакуировано из полевых госпиталей 2148 раненых, доставлено в медсанбаты 5000 кг консервированной крови и 12 тонн медикаментов, перевезено 7450 бойцов и офицеров. Кроме этого успешно выполнено 188 ночных вылетов в тыл противника по разбрасыванию листовок немецким войскам, окружённым в Курляндии, с налётом 384 часа. Несмотря на сложные метеоусловия Прибалтики, все задания выполняются на «отлично», без потерь и происшествий по вине личного состава»1.

    Владимир Алексеевич вспоминал: «Последнее боевое задание наш полк выполнил в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. По сигналу тревоги 14 самолётов один за другим ушли на запад. По пути мы обратили внимание на то, что не было обычной перестрелки. Зенитные орудия и пулемёты не встречали наши самолёты. Некоторые экипажи снизились до 200-300 метров, стараясь рассмотреть, что делается внизу. Всюду костры и тысячи разноцветных ракет. Мы разбросали листовки, вернулись на свой аэродром и приняли участие... в торжествах по случаю Победы».

    Рубрики:

  • отправить другу
  • распечатать
  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить